Сибирские огни № 06 - 1979
обнаруживает немалые творческие воз можности автора, ращует во многих главах чеканностью, напряженностью стиха, поэти ческой выразительностью, силой чувства. Масштабы стройки— масштабы стиха Поэма Евгения Евтушенко «Просека», при очевидной близости— тематической, географической — к «Станции» Анатолия Преловского, все же существенно отличает ся от нее. Преловский идет от Магистрали, от дня нынешнего к осмыслению эпохи; для Евтушенко же БАМ лишь веха, новый этап в постижении мировых законов, нако нец, материал для доказательства давней, страстно и последовательно отстаиваемой позиции. Потому выбор персонажей и эпи зодов, изображаемых [Евтушенко, в доста точной мере случаен — могли быть иные имена и ситуации, люди иных профессий — суть не в этом. «Просека» — типично «евту шенковская» поэма— по стилю, ритму, ком позиции; типично «евтушенсковские» в ней приемы соединения большого, глобального и малого, принцип организации и разре шения конфликта. Поэт вновь подтвержда ет давнюю самохарактеристику; «Я разный, я целе- и нецелесообразный», и в его ба- мовской поэме вновь со всей наглядностью проявилась сила и слабость его манеры, когда рационалистичность в странном сим биозе уживается с удивительной силой и искренностью чувства. «Просека» — поэма лирическая, и автор подчеркивает это уж е тем, что начинает свое изображение БАМа «Прологом» — са мостоятельным стихотворением «Подорож ник», в котором воплощен символ его ве ры, дано категоричнейшее бескомпромисс ное жизнеопределение: Я не то ч т о б ы просто х у д о ж н и к — я совсем из н е п р и з н а н н ы х роз. Я сибирской з е м л и подорожник, р а с п р я м л я в ш и й с я после колес. И телеги по м н е колесили, и м а ш и н ы , и т анки ползли. Я. хрустя, прорастал из Р оссии — из го р ч а й ш е - с л а д ч а й ш е й Земли. В роде буйного чертополоха я от п ы л и себя не спасал. Т в о ю кровь, твои слезы, эпоха, я в д в у ж и л ь н ы е стебли всосал. Я а с ф а л ь т рассекал, и не каюсь, что, своей п р ямоте вопреки, изворачивался, н а т ы к а я с ь на а с ф а л ь т о в ы е катки. К а к за веру, к р и в ы м и ростками, я д е р ж а л с я за з е м л ю свою. П р о б и в а л я л е ж а ч и е камни, и е щ е попадутся — пробью. М о и стебли — о н и жестковаты. И к букетам о н и не идут. П о д о р о ж н и к кладут не в салаты — п о д о р о ж н и к на р а н ы кладут. Нельзя не отметить, что одним из суще ственных моментов собственной судьбы (и творчества) Евтушенко считает свое си бирское происхождение. В «Просеке» нет упоминаний о сибирской родословной, о военном детстве на станции Зима, но кор невая связь выявлена в ином — поэма при звана убедить, что в Сибири особенно нуж ны творческая энергия и страсть, что БАМ возможен лишь в сибирских масштабах, как в сибирских масштабах возможно осуще ствление самой дерзкой мечты во имя тор жества правды и счастья человечества. По тому так страстен и искренен поэт, сибиряк по рождению, по крови. Он не имитирует волнение, он живет тем, во что верит, по тому он — за лозунги и формулы. В этих лозунгах и формулах выражена его жиз ненная концепция: «Вся моя сила — только в этом. Она — земля. Не пьедестал. Народ становится поэтом, когда поэт народом стал». Жизненная концепция Евтушенко опре делила структуру поэмы — ее деление на части, главы и соотношение этих частей. Композиция «Просеки» напоминает отчасти «Братскую ГЭС », состоящую из отдельных глав-рассказов и лирических монологов, хотя поэма о БАМе более целостна и ли шена тех неоправданных условностей, ко торые обнаруживали искусственность, ра ционалистичность замысла, отразившуюся, например, в споре Братской ГЭС и египетской пирамиды. В «Просеке» четче обозначен идейно-эмоциональный центр, да и сосредоточение внимания только на одном герое, в котором отчасти повторены приметы судеб и бетонщицы Нюрки, и ста рого большевика, и даже «диспетчера све та», способствует художественной целост ности. К тому же поэма монологична, хотя и здесь Евтушенко вновь обнаруживает свое умение драматургически организовы вать отдельные сцены, будь то эпизод со спасением экскаватора, затонувшего из-за чьего-то головотяпства, или гротескно вос произведенная беседа советского поэта с буржуазным английским издателем. Не на рушает монологичности и типичная для Ев тушенко смелая перебивка ритмов; песен но-игровой ритм первой главы, создавае мый сочетанием парных и опоясывающих созвучий, чередованием ямбических двух- и четырехстопных строк, сменяется чекан ным строгим четырехстопным ямбом главы второй, а в последующих главах различны ми вариациями трехсложников. Монологичность поэмы обусловлена прежде всего развитием лейтмотива, заяв ленного в «Прологе» и цементирующего все .произведение. Цитировавшийся уже финал второй главы о народе-поэте пред варяет четко выраженная в первой главе мысль: «В такой породе, в таком на роде и я начальника себе нашел. В нем не ту спеси. Он любит песни — он весь из пе сен произошел... Народ — начальник, ты н е молчальник: я — твое горло, а голос — твой». Потому новый характер обретает у Евтушенко разрабатывавшийся и в поэмах А . Преловского мотив истоков, мотив воз вращения. Заявленная в «Прологе» главная мысль поэмы развивается, достигая самого высокого накала в финале шестой главы:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2