Сибирские огни № 06 - 1979
Читайте там, в квар т и р а х светлых, о свадьбах д у м а я своих, как м ы п р и ш л и о д н и из первых, о д н и из с а м ы х молодых. И снова песни первых пятилеток Поэмы о БАМе... Читая их, со всей остро той ощущаешь: есть в нашем обиходе по нятия, жизненный смысл которых столь бо гат, что они воспринимаются как поэтиче ские символы. Десятилетия назад вошли в народную память Днепрогэс, Магнитка, Метрострой... Сегодня таким поэтическим содержанием наполнилось слово «БАМ», рожденное той же героической эпохой тридцатых годов, но будто ждавшее своего часа, чтобы стать символом трудового му жества наших дней. Октябрьская книга «Знамени» в год шес тидесятилетия Революции открылась поэмой Анатолия Преловского «Станция», темати чески, пафосно, эмоционально продолжа ющей ранее опубликованную поэму «На сыпь». И вот завершение трилогии — поэма «Заповедник». При всей закономерности этих публикаций нельзя не отметить, что поэт обнаруживает особую остроту ощуще ния времени, то чувство эпохи, которое возможно при глубоко осознанной граж данской позиции художника и неразделимо слито с чувством ответственности, со стрем лением быть на переднем крае жизни и творчеством своим участвовать в ее преоб ражении. Начиная разговор об этих поэмах (глав ным образом о «Станции» — центральной части трилогии, которая представляется наиболее масштабной), хочу сразу отметить умение их автора обратить внимание на один из ключевых моментов в сложном пе реплетении жизненных обстоятельств и бла годаря этому умению сразу же обозначить собственную позицию художника, причаст ного к делу народа-созидателя, подняться на ту духовно-нравственную высоту, с ко торой он открывает для себя и для читате лей смысл бытия, перспективу жизни. С та кой высоты воистину «становится видно во все концы света» и слышно и листв е н н иц ш у м о к над головой, и в Т ы н д е п р и ж и в л е н ь е рельса к шп а л а м , и вздох цветка, о т м я к ш е г о в траве, И лязг п о д в и ж к и льдов по-над Байкалом, и у т р е н н и й курантов бой в М о с к в е — все явственней отсюда, с Магистрали, как в ф о к у с е с о б р а в ш е й звукоряд эпохи: п е р е к л и ч к у д у ш и далей — м и н у в ш е г о с г р я д у щ и м о б щ и й лад. В этом лирическом признании, прозву чавшем в «Станции», обозначены пафос три логии, авторская позиция и те жанрово стилевые особенности произведения, кото рые представляются поэту единственно возможными и необходимыми для выра жения страстной убежденности в том, что «нет города в Отчизне без дороги, как нет дорог без городов на них». Причем и До рога и Город для А . Преловского сущест вуют не только в их обиходном значении. Это понятия чрезвычайно емкие, это поэти ческие символы, вобравшие в себя соци альные категории, память и волю многих поколений соотечественников, прошлое и современность, собственный нравственный и трудовой опыт поэта. Такая емкость по нятий, подчеркнутая лирико-философская насыщенность образов, связана прежде все го " с объектом поэтического изображе н и я— Сибирью. Сибирь же определила и весьма своеобычный тип конфликта, кото рый можно условно обозначить как лири ческий. Ибо все в поэмах А . Преловского связано с преодолением, с движением ге роя по Дороге жизни от себя прежнего к новому, от незнания к знанию, добываемо му подчас с болью, в обстоятельствах дра матичных: «Дорогою томим, познал горбом я, что — за вездеходом не исчезает рваный след. Что тундра поначалу размывает его закрайки, мерзлота и снег его питают — он зияет не год, не два, как ножевой порез...» Анатолий Преловский создал лирические поэмы, точнее даже сказать лирико-моно логические. Лирический характер произве дений сказался и в соединении различных в жанровом отношении частей, неоднород ных стилевых пластов: репортажность и очерковость соседствуют в поэмах с вос произведением интимных переживаний ли рического героя, а его исповедь-дневник перерастает в летопись — поэтическое ос мысление выдающихся событий нашей эпохи. В этой жанровой «нечеткости» составных элементов поэм — отражение характерного для сегодняшней поэзии стремления охва тить жизнь по возможности полнее, пре одолеть литературную нормативность, жест кие жанровые границы. Но во всем этом многообразии доминирует у А . Преловско го личностное начало. Несомненно, поэмы А . Преловского рождены всею судьбой их автора, по праву зачисляющего себя в ря ды первопроходцев — создателей Дороги и новых Городов на ней, потому представ ляется естественным сугубо лирический ха рактер его произведений. Возникающие при чтении их историко-литературные ассо циации не изменяют общего впечатления от этой искреннейшей исповеди. А ассо циации оказываются довольно широкими. Сквозной образ Дороги, связавший воеди но шестнадцать глав «Станции», вызывает в читательской памяти созданную более со рока лет назад величественную «Дорогу на Океан» Леонида Леонова, а сам строй сти ха «рассказы в стихах» Николая Дементье ва и «лирико-героические» фельетоны Вик тора Гусева — всю многообразную гамму советской поэзии тридцатых годов с ее па фосом трудового энтузиазма, с песенно- стью. Анатолий Преловский творит сегодня свою песню, как частицу всенародной пес ни о торжестве труда, преобразующего мир и человека, и такая песня создается по эстетическим законам, в общем, единым и для тридцатых годов, и для семидесятых. Но «звукоряд эпохи» в его поэмах — не сомненно, от тридцатых годов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2