Сибирские огни № 06 - 1979
фессиональных поэтов, представленных весьма щедро, так как из семидеся ти одного участника сборника лишь меньше трети строители-бамовцы. Но в це лом «Магистраль» — своевременная и нуж ная книга, выражающая душевное со стояние тех, кто ведет дорогу в будущее «в краю борьбы и добрых песен, в краю мечты, доступной нам». Такую характери стику бамовскому краю дает Альберт Крав цов в стихотворении «Над Магистральным вечереет» — одном из лучших в сборнике. А рядом с ним в «Магистрали» представле ны бетонщики Александр Астафьев и Вла димир Либар, плотники Борис Коптяев и Владимир Мальков, инженеры Тамара Шуль- га и Надежда Пузыревская, лесорубы Игорь Игнатенко и Михаил Катков... Главное в их стихах — гордость за свою работу, за от крываемые в своих товарищах и в себе че ловеческие возможности. Стихи поэтов-бамовцев нередко полемич ны. Романтики по складу характера, люди безмерно увлеченные и самоотверженные, они полемиризуют с теми псевдороманти- ческими представлениями, какие еще про никают порой в молодежные песни, да и на страницы газет. Этот полемический запал рожден жаж дой правды, категорическим неприятием фальши. Как и тысячи своих товарищей по работе, бамовские поэты утверждают себя прежде всего в жизни. Они знают цену своему труду, и сами стремятся опоэтизи ровать этот труд. Когда-то, еще в двадца тые годы, Николай Асеев писал: «Я тебя ни когда не видел, только зов твой слышал на заре, но я знаю: ты живешь, Овидий гор няков, шахтеров, слесарей». Советская дей ствительность уже в годы первых пятиле ток выдвинула «Овидиев» рабочего класса, воспевших трудовые подвиги. Их традиции и подхватывают бамовцы, осознающие свою кровную и духовную связь со стар шими поколениями и пишущие об этой связи. Но наследуя старшим, они не повто ряют, не подражают, а лучшими своими стихами доказывают способность сказать по-новому о значении труда, о своей рабо чей гордости. Строитель-ваятель. Есть з р и м а я связь: работа и творчество неразделимы. М о н т а ж н ы х сплетений а ж у р н а я вязь — с к у л ь п т у р ы каркас, не о б м а з а н н ы й глиной. Простая мо з а и к а кирпича, работа атлантова, незаменимая. Н а н а ш и х ладонях, на н а ш и х плечах — творчество наше, весомое, зримое... М о й д о м оживает, голосами звеня, и, к ак новосел, с ам я счастлив и весел. Я с гордосты® д у маю, что у м е н я — одна из г у м а н н е й ш и х в м и р е профессий. Это сказано каменщиком Юрием Кожев никовым, не с чужих слов познавшим зна чение своей специальности. Это сказано поэтом, понимающим и чувствующим сим волику слова ДОМ . Нельзя не отметить, что у него же в стихотворении «Закатному солнцу уже не помочь...» звучит такое при знание: «С обветренных губ поднимается песнь над речкой Юхтой, над глухими лесами, и верится в то, что романтики — есть! Не знаю, но, может быть, это — мы сами». Вообще в книге «Магистраль» образ До ма постоянно связан, сопряжен с образом Дороги. Быть может, будет излишне кате горичным утверждение о прямом насле довании Твардовскому, но такое сопостав ление напрашивается само собой. Ибо пе рекличка стихотворений о БАМе с его поэмой «За далью — даль» несомненна. Однако дело скорее всего не в заимствова нии, а в общем духе эпохи, «ветре века», дыхание которого ощутил Твардовский и который овевает теперь строителей Доро ги века и тех, кто причастен к этой строй ке. Домом, сопряженным с Дорогой, ви дится Михаилу Беляеву походная палатка как знак общности судеб изыскателей, пер вопроходцев. Не случайна перекличка за главного образа его стихотворения «Палат ки» с тихоновской «Палаткой под Выбор гом», тем более с «Песней о брезентовой палатке» Бориса Ручьева, доносящей в на ши дни романтику начала тридцатых годов, любовь и гордость первостроителей Магнитки. Справедливости ради необходимо ска зать, что есть в книге «Магистраль» стихо творения, лишенные поэтической напол ненности, построенные на ассоциациях, по черпнутых не в жизни, а взятых из вторых рук, из газет; есть стихотворения попросту слабые, неудачные. Их не так уж много, в книге, но тем досаднее, что они оказались рядом с произведениями достойными. Вот, к примеру, пишет Александр Колесников стихотворение «Солдат-строитель» и не на ходит ни одного своего слова, отрабатывая тему самыми что ни на есть банальными, шаблонными словосочетаниями: «И очеви ден в доблести солдата наш выразительный (?) протест войне. На стройке века наше дело свято, как вымпел краснозвездный на стене» (?!). Издержки в создании таких книг, конеч но, неизбежны. Но даже представляя труд ности, встающие перед составителем пер вой поэтической антологии БАМа, нельзя оправдать излишнюю щедрость, если не сказать резче — всеядность составителя сборника «Магистраль». Своевременный, выпущенный оперативно, этот сборник все-таки не принес полного удовлетворе ния, хотя в целом он, безусловно, интере сен, а вступающему в жизнь читателю н^| обходим. Это сборник поэтизирует творче ский труд, он злободневен по материалу и по духу, помогает почувствовать БАМ и представить характеры бамовцев, пусть и не во всей полноте, но в дорогих для нас проявлениях, которые особенно хорошо подметил и поэтически обозначил Михаил Беляев в стихотворении «Первопроходцы»: И м ы п р и ш л и в п р о с т о р ы Б А М а , к А м у р у к и н у л и огни. И магистраль, как телеграмма, в г р я д у щ и е уходит дни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2