Сибирские огни № 06 - 1979
шись, Ромео с Тибальдом, и в руках у них окровавленные кинжалы. Исчезли из движений недавняя отрешен ность, плавность. Джульетта с таким отчая нием перебегает от брата к любимому, бросается между отцами, повисает на их шпагах, что, не будь на сцене больше нико го, ее было бы достаточно, чтобы у зрите лей защемило сердце. ...Джульетта осталась наедине со своими мыслями. Позади разговор с патером, в руках желанная и страшная склянка с ядом. Здесь в монологе Гершунова достигает вы сот трагической выразительности. Именно эта сцена становится у актрисы кульминаци ей развития образа. Перед лицом страшной неизвестности Джульетта забывала все плавные «слова»: пластика изломанная, уг ловатая, резкая, кричащая. Характер ис полнения движений напоминал Джульетту второй картины первого акта. Однако это напоминание еще более подчеркивало ог ромные изменения, происшедшие с девоч кой за какие-то сутки. Куда девались бес печность, наивность, капризы. Сейчас ею решались самые сложные философские во просы — выбрать Жизнь или смерть. Каж дое движение балерины рождалось Снача ла где-то глубоко в душе, и затем эти отчаяние, надежды и сомнения вырыва лись наружу криком движений. После этого монолога для Джульетты развязка предрешена. Гершунова — Джуль етта почти спокойно решает в склепе во прос о смерти рядом с любимым. Взяв еще теплую руку Ромео, Джульетта с тихим удовлетворением укладывается на кинжал, зажатый в руке юноши. И вот новая роль, о которой можно лишь мечтать даже такой балерине, какой стала за двенадцать лет работы на сцене Новоси бирского театра Любовь Гершунова. ...Фригия и Спартак появлялись в общей массе рабов. Их не выделяли ни костюмы, ни движения. Но вот рабыни протянули к небу молящие руки, и сразу выделились из общей массы руки, которые не просто плакали, а кричали во весь голос. Еще не видя самой балерины, мы узнавали Гершу- нову по рукам. Арам Ильич Хачатурян написал балет «Спартак». Музыка этого балета, необычай но яркая, красочно-танцевальная, сразу стала одной из любимейших слушателями. Во всех театрах страны стали появляться свои редакции балета «Спартак». Самыми известными из них были постановки в Ле нинграде балетмейстера Л. Якобсона (1956 г.), в Москве постановка Игоря Мо исеева (1957 г.) и Леонида Якобсона (1961 г.). Имел успех балет «Спартак» и на новоси бирской сцене в постановке Евгения Чанги (1967 г.). Во всех перечисленных спектаклях и многих других, не названных, были не сомненные удачи, но и были общие недо статки, которые выявлялись сразу после первых восторгов. Так, главная тема балета Арама Хачатуряна — тема восстания рабов под предводительством Спартака, не полу чала должного сценического воплощения. Обилие музыкального материала уводило фантазию постановщиков от этой темы. Изображение героики восстания уступало по сценическому воплощению сценам шествия победителей и рабов во время триумфа Красса, дивертисментным танцам невольничьего рынка, боям гладиаторов, танцам невольниц, гадитанских дев и тому подобному. В 1968 году балет «Спартак» появился на сцене Большого театра СССР в постановке Юрия Николаевича Григоровича, главного балетмейстера Большого театра. Этот спек такль знаменовал собой утверждение важ ного этапа в развитии советского балетно го театра, стал вершиной торжества герои ческого мужского танца. Юрию Григоровичу удалось создать художественно совершен ное хореографическое произведение, до стойное величия избранной темы, равное Музыке Арама ХачатуряНа. Балет «СпарГак» был признан одним из самых выдающихся достижений современного театрального ис кусства. Ярким доказательством этого при знания было присуждение этому спектаклю Ленинской премии. Почти десять лет монопольным владете лем уникального хореографического про изведения была труппа Большого театра СССР. Вторым театром и единственным в мире, которому Юрий Николаевич Григоро- вйч разрешил повторить на' сцене полно стью, без изменений балет «Спартак», стал Новосибирский академический театр опе ры и балета. В начале 1977 года под руководством Юрия Григоровича началась постановка и была закончена в удивительно короткий срок — за три месяца. ВспоМним, что кол лектив Большого театра работал над поста новкой «Спартака» два года. В Новосибир ске работали репетиторы Большого театра. Ведущие солисты учили свои партии то в залах столичного театра, то в Новосибир ске. И в апреле 1977 года состоялась пре мьера. Мало того, часто в спектаклях «Спартака» на московской сцене Можно было теперь увидеть в главных партиях сибиряков — Владимира Рябова, Александра Балабано ва, Татьяну Капустину, Людмилу Попили- ну, Людмилу Кондрашову и Любовь Гер- шунову. По своему жанру «Спартак» Юрия Гри горовича — трагедия. И немалую, пожа луй, основную роль в донесении этой тра гедии играет партия Фригии. Для Любови Гершуновой работа над созданием образа Фригии стала значительным событием в ее творческой жизни. Фригия у Гершуновой — спутница народ ного героя. Поначалу она казалась нам лишь пассивной участницей, которая готова делить со своим избранником страдания и невзгоды, радости и надежды. В Фригии Гершуновой уже тогда чувствовалась ре шимость идти до конца, не задумываясь от дать жизнь ради начатой Спартаком борьбы. Героиня Любови Гершуновой по ходу спектакля не только находила свое место в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2