Сибирские огни № 06 - 1979

шись, Ромео с Тибальдом, и в руках у них окровавленные кинжалы. Исчезли из движений недавняя отрешен­ ность, плавность. Джульетта с таким отчая­ нием перебегает от брата к любимому, бросается между отцами, повисает на их шпагах, что, не будь на сцене больше нико­ го, ее было бы достаточно, чтобы у зрите­ лей защемило сердце. ...Джульетта осталась наедине со своими мыслями. Позади разговор с патером, в руках желанная и страшная склянка с ядом. Здесь в монологе Гершунова достигает вы­ сот трагической выразительности. Именно эта сцена становится у актрисы кульминаци­ ей развития образа. Перед лицом страшной неизвестности Джульетта забывала все плавные «слова»: пластика изломанная, уг­ ловатая, резкая, кричащая. Характер ис­ полнения движений напоминал Джульетту второй картины первого акта. Однако это напоминание еще более подчеркивало ог­ ромные изменения, происшедшие с девоч­ кой за какие-то сутки. Куда девались бес­ печность, наивность, капризы. Сейчас ею решались самые сложные философские во­ просы — выбрать Жизнь или смерть. Каж­ дое движение балерины рождалось Снача­ ла где-то глубоко в душе, и затем эти отчаяние, надежды и сомнения вырыва­ лись наружу криком движений. После этого монолога для Джульетты развязка предрешена. Гершунова — Джуль­ етта почти спокойно решает в склепе во­ прос о смерти рядом с любимым. Взяв еще теплую руку Ромео, Джульетта с тихим удовлетворением укладывается на кинжал, зажатый в руке юноши. И вот новая роль, о которой можно лишь мечтать даже такой балерине, какой стала за двенадцать лет работы на сцене Новоси­ бирского театра Любовь Гершунова. ...Фригия и Спартак появлялись в общей массе рабов. Их не выделяли ни костюмы, ни движения. Но вот рабыни протянули к небу молящие руки, и сразу выделились из общей массы руки, которые не просто плакали, а кричали во весь голос. Еще не видя самой балерины, мы узнавали Гершу- нову по рукам. Арам Ильич Хачатурян написал балет «Спартак». Музыка этого балета, необычай­ но яркая, красочно-танцевальная, сразу стала одной из любимейших слушателями. Во всех театрах страны стали появляться свои редакции балета «Спартак». Самыми известными из них были постановки в Ле­ нинграде балетмейстера Л. Якобсона (1956 г.), в Москве постановка Игоря Мо­ исеева (1957 г.) и Леонида Якобсона (1961 г.). Имел успех балет «Спартак» и на новоси­ бирской сцене в постановке Евгения Чанги (1967 г.). Во всех перечисленных спектаклях и многих других, не названных, были не­ сомненные удачи, но и были общие недо­ статки, которые выявлялись сразу после первых восторгов. Так, главная тема балета Арама Хачатуряна — тема восстания рабов под предводительством Спартака, не полу­ чала должного сценического воплощения. Обилие музыкального материала уводило фантазию постановщиков от этой темы. Изображение героики восстания уступало по сценическому воплощению сценам шествия победителей и рабов во время триумфа Красса, дивертисментным танцам невольничьего рынка, боям гладиаторов, танцам невольниц, гадитанских дев и тому подобному. В 1968 году балет «Спартак» появился на сцене Большого театра СССР в постановке Юрия Николаевича Григоровича, главного балетмейстера Большого театра. Этот спек­ такль знаменовал собой утверждение важ­ ного этапа в развитии советского балетно­ го театра, стал вершиной торжества герои­ ческого мужского танца. Юрию Григоровичу удалось создать художественно совершен­ ное хореографическое произведение, до­ стойное величия избранной темы, равное Музыке Арама ХачатуряНа. Балет «СпарГак» был признан одним из самых выдающихся достижений современного театрального ис­ кусства. Ярким доказательством этого при­ знания было присуждение этому спектаклю Ленинской премии. Почти десять лет монопольным владете­ лем уникального хореографического про­ изведения была труппа Большого театра СССР. Вторым театром и единственным в мире, которому Юрий Николаевич Григоро- вйч разрешил повторить на' сцене полно­ стью, без изменений балет «Спартак», стал Новосибирский академический театр опе­ ры и балета. В начале 1977 года под руководством Юрия Григоровича началась постановка и была закончена в удивительно короткий срок — за три месяца. ВспоМним, что кол­ лектив Большого театра работал над поста­ новкой «Спартака» два года. В Новосибир­ ске работали репетиторы Большого театра. Ведущие солисты учили свои партии то в залах столичного театра, то в Новосибир­ ске. И в апреле 1977 года состоялась пре­ мьера. Мало того, часто в спектаклях «Спартака» на московской сцене Можно было теперь увидеть в главных партиях сибиряков — Владимира Рябова, Александра Балабано­ ва, Татьяну Капустину, Людмилу Попили- ну, Людмилу Кондрашову и Любовь Гер- шунову. По своему жанру «Спартак» Юрия Гри­ горовича — трагедия. И немалую, пожа­ луй, основную роль в донесении этой тра­ гедии играет партия Фригии. Для Любови Гершуновой работа над созданием образа Фригии стала значительным событием в ее творческой жизни. Фригия у Гершуновой — спутница народ­ ного героя. Поначалу она казалась нам лишь пассивной участницей, которая готова делить со своим избранником страдания и невзгоды, радости и надежды. В Фригии Гершуновой уже тогда чувствовалась ре­ шимость идти до конца, не задумываясь от­ дать жизнь ради начатой Спартаком борьбы. Героиня Любови Гершуновой по ходу спектакля не только находила свое место в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2