Сибирские огни № 06 - 1979
структорском бюро и у пульта управления. В них она стремилась разгадать, что же самое важное в современнице, найти штри хи, нужные ей для сцены. Неудивительно, что героини Гершуновой очень современ ны. Будь то Жизель или Фригия, Джульетта или Кармен,— актриса показывает их с по зиций современницы. Показывает чувства сегодняшней девушки, которая, несмотря на всю свою высокую квалифицирован ность в узкоспециальной области, загру женность, рассудочность, деловитость, при умении создать и разрешить множество проблем, остается нежной, трепетной, лег ко ранимой, способной на большое чувст во, привязанность, способной на всепогло щающую любовь Жизели и Джульетты. В творческой биографии балерины осо бое место занимает исполнение партии Джульетты. И вообще в истории театра по становки балета С . Прокофьева «Ромео и Джульетта» занимают почетное место. Но восибирский театр — единственный в стра не, на сцене которого были осуществлены две, получившие широкое признание, ори гинальные постановки этого балета. Это постановка балетмейстера О . Виноградо ва в 1965 году и спектакль балетмейсте ров Н. Касаткиной и В. Василёва в 1972 году. «Ромео» Шекспира! Боже, какой сюжет! В нем все как будто предназначено для Музыки»,— писал Г. Берлиоз. На тему «Ро мео и Джульетты» за двести лет было напи сано четырнадцать опер, драматическая симфония с хором Берлиоза, увертюра- фантазия П. Чайковского. Не оставляла эта тема спокойными и хореографов. Еще в 1785 году в Венеции шел балет на этот сю жет. Было много попыток, однако ни одна из них не увенчалась успехом, достойным творения Шекспира. Подлинным открытием Шекспира для балета явилась постановка «Ромео и Джульетты» в январе 1940 года на сцене Ленинградского театра имени С. М. Киро ва. Возможно это стало благодаря велико лепной музыке С. С. Прокофьева, напря женной работе замечательного творческо го коллектива ленинградского балета во главе с балетмейстером Л. Лавровским. Шекспировская трагедия обрела совер шенное музыкальное воплощение в произ ведении Прокофьева. Партитура спектак ля — одно из самых прекрасных сочинений композитора, оказалась не прикладным, а самостоятельным художественным произ ведением. Балет «Ромео и Джульетта» в постанов ке Л. Лавровского стал признанной верши ной развития хореодрамы. Вошли в исто рию балета имена первых исполнителей главных партий: Г. Улановой — Джульетта, К. Сергеева — Ромео, Р. Гербека — Тибальд, А. Лопухова — Меркуцио. Заслуженная слава не обошла и последующих исполни телей этого спектакля в Москве (М. Га- бовича, А. Ермолаева, С . Кореня и опять- таки Г. Уланову). Однако прошло время, и стало ясно, что музыка Прокофьева может трактоваться по-иному. Советский балетный театр стре мительно развивался. Устарели те эстетиче ские принципы тридцатых годов, ярким вы разителем которых был спектакль, создан ный Лавровским. Понимал это и он сам, собиравшийся в конце жизни заново по ставить «Ромео и Джульетту». Балетмей стер писал: «Думается и верится, что еще долгие годы будут открываться в балетном творчестве Сергея Прокофьева новые и новые грани, говорящие о неиссякаемости его творческого дара, о неповторимом своеобразии его художественной лично сти». Сам поставить спектакль в новой ре дакции Лавровский не успел, а остальные балетмейстеры не решались посягнуть на непререкаемый авторитет. Первым решился на это в 1965 году (через 25 лет после первой постановки Лавровского!) молодой новосибирский ба летмейстер Олег Виноградов. Основным отличием этого спектакля бы ло то, что все герои... затанцевали. На сце не стал господствовать классический танец, а не пантомйма. Спектакль Виноградова получил известность и одобрение. Был по казан на гастролях в Москве, на сцене Большого театра СССР. Балет Виноградова открыл дорогу многочисленным последу ющим интерпретациям балета С . Прокофь ева. Интересно, что уже тогда балетмейстер видел в Гершуновой исполнительницу Джульетты. В 1965 году Люба училась в седьмом классе. Олег Виноградов показы вал ей первые варианты вариаций Джуль етты, разучивал их с ученицей. «Для нас, постановщиков балета, Гершу- нова — идеальная исполнительница партии Джульетты. Мы убеждены, что от спектак ля к спектаклю артистка будет совершен ствоваться, что возможности ее таланта использованы далеко не до предела»,— так писали следующие постановщики спек такля уже в 1972 году. Балетмейстеры Н. Касаткина и В. Василёв ставили в Новосибирске «Ромео и Джуль етту» как спектакль о молодежи, даже о молодежи современной. Кроме того, ра достным отличием этой редакции было то, что здесь постановщики гениальной парти туры Прокофьева впервые полностью сле довали за композитором, не пытаясь вно сить свои коррективы. Балетмейстеры ставили свой спектакль ближе к музыке, чем к слову. В балете невозможно воспроизвести словесный текст. Здесь свой язык, которым раскры вается содержание,— язык танца. Если лишь иллюстрировать текст пьесы, тогда не получится самостоятельного произведения, его нужно будет смотреть, все время за глядывая в книжку. Создавая свою бес смертную партитуру, С . Прокофьев отсту пал от текста Шекспира. Вспомним хотя бы народный праздник второго акта, на фоне которого композитор разворачивает дей ствие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2