Сибирские огни № 06 - 1979

сюита» в оригинальной постановке балет­ мейстера А . Дементьева. Трагедийный та­ лант актрисы в полной мере раскрылся позже в балетах «Ромео и Джульет­ та» С . Прокофьева и «Спартаке» А . Хача­ туряна. ...Во втором акте балета «Жизель» ге­ роиня Гершуновой представала перед на­ ми совсем иной, отрешенной от земной нервозности, беспокойства. Здесь в царст­ ве теней она была сама собой, не стесня­ лась своих чувств. Была нежной, пугливо­ ласковой по отношению к Альберту. «В Гершуновой в этом спектакле прежде всего подкупает яркая индивидуальность,— писал журнал «Театр»,— умение жить в тан­ це, полное проникновение в духовный мир своей героини. Ее Жизель проста и неза­ мысловата в первом акте, необычна и глубока по трактовке во втором. Исполни­ тельницы этой роли (сказочная, ирреаль­ ная виллиса!), как правило, отличаются лирическим дарованием, поэтичностью. Гершунова обладает этими данными (как и неземной удлиненностью форм и необ­ ходимым легким воздушным прыжком), но ее Жизель выходит за пределы сугубо ли­ рического образа. За «потусторонней» от­ решенностью виллисы скрывается способ­ ность к героическому действию... В ней чувствуется гордое достоинство. Такая чрезвычайно своеобразная трактовка, най­ денная актрисой, скорее всего непроиз­ вольно, интуитивно вытекает из самого су­ щества ее дарования». Да! Дарование Любови Гершуновой очень близко лирическим партиям класси­ ки. Любовь Гершунова не могла хвастать виртуозной техникой, ее танец покорял красотой линий, одухотворенностью и про­ никновенной верой в своих героинь. Ху­ денькая, вся куда-то эверх тянущаяся фи­ гурка, хрупкая «лебединая» шея, невероят­ но вытянутая выразительная кисть руки... Когда балерина вставала на пальцы, то, вопреки известным нам физическим зако­ нам, создавалось полное впечатление отрыва и парения над землей. Танец Л. Гер­ шуновой осуществлял мечту балетмейсте­ ров романтических спектаклей — мы виде­ ли и верили в бесплотность тени, плыву­ щей над землей в облике артистки. И в то же время мы, жители XX века, принимали без скепсиса, без иронии, казалось бы, та­ кие наивные грезы лирических героинь классики. Серьезным испытанием для Л. Гершуно­ вой и ее партнера Анатолия Бердышева явились выступления в ведущих партиях балета «Жизель» в апреле 1972 года в спектаклях Большого театра СССР. Взыс­ кательная московская публика приняла выступления молодых сибирских артистов очень тепло. Любе и Анатолию надолго за­ помнился этот прием. Еще запомнились репетиции под руководством прославлен­ ной балерины Марины Семеновой. Имен­ но тогда партия Жизели у Гершуновой при­ няла окончательный вид. М. Семенова одобрила искания молодой балерины, по­ могла увериться в своих силах. 11 Сибирские огни № 6 Новосибирского зрителя трудно назвать очень щедрым на овации. Плохо ли это? На мой взгляд — нет! На формирование творческой индивидуальности, вкуса акте­ ра большое влияние оказывают зрители. Их требовательность, образованность, щед­ рость или скупость на похвалу — все игра­ ет роль. Более требовательного и внима­ тельного зрителя, чем тот, которого мы встречаем в зале Новосибирского оперно­ го, трудно найти. Заслужить одобрение этого зрителя — значит выдержать серьез­ ный экзамен. Важны и необходимы актерам также встречи со зрителями вне большого теат­ рального зала — на заводах, фабриках, в клубах, в цехах предприятий. Эту возмож­ ность дают шефские концерты, творческие отчеты на предприятиях города. Пожалуй, ни один оперный театр страны не ведет такой огромной шефской и просветитель-- ской работы, как Новосибирский театр опе­ ры и балета. Здесь встречи с рабочими, колхозниками, студентами, учеными стали так же естественны, как спектакли. Напри­ мер, стал традиционным месячник оперно­ го и балетного искусства, проводимый вес­ ной театром вместе с горкомом комсомо­ ла. В последний V мартовский фестиваль было показано 40 спектаклей. И перед каждым были встречи, где актеры расска­ зывали о композиторах, постановщиках, о ролях, о своей работе. А ’после посе­ щения спектаклей в комсомольских орга­ низациях шли обсуждения, споры об уви­ денном. Проходили районные зрительские конференции. Как все солисты нашего театра, Любовь Гершунова часто выезжала на подобные встречи. Люба выступала перед колхоз­ никами отдаленных районов области, тан­ цевала в сельских клубах, на полевых ста­ нах. Запомнились ей творческие встречи со студентами Томска, моторостроителями и текстильщиками Барнаула, животноводами Алтая, приборостроителями Омска, ком- байностроителями Ташкента и Краснояр­ ска. С особым волнением ехала Люба на встречу с работниками завода имени Еф ­ ремова. Этот завод — центр той окраины Новосибирска, где она родилась. С детства для Любы завод был окружен таинствен­ ностью и всеобщим почитанием. Через до­ рогу от дома виднелись доступные лишь избранным цеха завода. А вокруг постоян­ ные разговоры: «Новый станок... самый мощный... самый сильный... самый!» Про­ шли годы, и заводчане стали гордиться своей землячкой. Люба выступала перед рабочими и, конечно, волновалась. Потом ходила по цехам, и увиденное не разоча­ ровало воспоминаний детства. Встречи помогали артистке лучше узнать жизнь и труд своих земляков — предста­ вителей многих специальностей, проник- . нуться гордостью и полюбить их, понять своих современников. Особенно присталь­ но Люба приглядывалась к своим сверст­ ницам, которых на заводе встречала по­ всюду — в лабораториях и у станка, в кон

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2