Сибирские огни № 06 - 1979
Кульминацией лебединого акта у Гершу- новой становилось знаменитое адажио с принцем. Балерина исполняла его в духе лучших традиций русской балетной школы. ...Медленнее обычного вторят мелодии скрипичного соло движения балерины. В плавном любовном диалоге с принцем Гершунова ‘нигде не нарушает кантиленно- сти движений. Неожиданные вращения воз никают без всякого напряжения, будто от дуновения ветра. Так же незаметно вра щение иссякает, замерев в какой-либо по зе. Незаметны для глаз переходы, смены поз. Своей жизнью живут руки. Они логи чески завершают фразы , подчеркивают и дополняют графику движений, продолжа ют линию ног. Балерина легко, без всякого напряжения поднимается в воздух в поддержках, так что последние кажутся естественными для нее, само собой разумеющимися, будто партнер в их осуществлении и не участ вует... Линию Одетты Гершунова с новой силой возобновляла в последнем акте. Здесь переживания королевы лебедей несли в себе трагическую окраску. Одетта ради любви была готова на самопожертвование, готова была ценой своей жизни спасти лю бимого. Лебедь Гершуновой бросалась на перерез Ротбарту не для боя за свое сча стье, а лишь из боязни за жизнь Зигфрида. Она заслоняла собой Зигфрида. Вот что писал австралийский балетный критик в газете «Западная Австралия» пос ле спектакля «Лебединое озеро»: «Премь еру танцевала балерина Любовь Гершуно ва, которая с честью справилась с двойной ролью Одетты — Одиллии, одной из са мых сложных партий в балете. Исключительно чистая техника и уверен ное выполнение роли ставили ее в один ряд с величайшими исполнителями этой роли, каких я видел...» Лишь через год после премьеры в пар тии Одетты Любовь Гершунова дебютиро вала в Одиллии. Однако даже тогда ее ис полнение Одиллии намного уступало ис полнению в лебединых актах. Технические сложности настолько занимали все внима ние балерины, что на образ не хватало сил, задача сводилась к одному — «выйдет или не выйдет?» Процесс освоения партии Одиллии длился долго. Спектакль, на ко тором меня впервые полностью удовлет ворило выступление Гершуновой в сцене бала, я увидел лишь 26 октября 1971 года. Из-за болезни афишной исполнительницы Любе пришлось танцевать спектакль без репетиций. Прямо перед выходами Гер шунова договаривалась с исполнителем партии Зигфрида — Александром Балаба новым, что и как делать, о нюансах. И тем не менее. на сцене -появилась новая Одил- лия — достойная соперница Одетты. Одиллия в исполнении Гершуновой ока залась красивой, уверенной в своих чарах женщиной, с коварно манящими глазами. Во всех движениях был блеск таланта. Ба лерина не выделывала сложных упражне ний, а, казалось играла ими, хвасталась своим умением. После исполнения 32-х фуэтэ актриса осталась на сцене смотреть коду принца, вместо того, чтобы, как обыч но, уйти передохнуть за кулисы. Это по зволило создать атмосферу соревнования. Каждый следующий спектакль вносил до бавления, незаметные штрихи и нюансы к этому появившемуся образу. С нетерпением мы ожидали появления Л. Гершуновой в партии Жизели. Балет А. Адана «Жизель» вот уже почти 150 лет не сходит со сцены. Партия главной герои ни этого спектакля дает возможность бале рине показать отточенность классического танца и в то же время предоставляет боль шие возможности для раскрытия драмати ческого дарования. На первом выступлении Л. Гершуновой в Жизели я не ожидал увидеть откровений в первом акте, где особые требования предъявляются к драматической игре. И бы ло приятно, что этот спектакль явился для меня открытием новой Гершуновой не только танцовщицы, но и актрисы. Жизель балерины была юна, красива, непосредст венна. В вариациях и дуэтах Любовь акку ратно выделывала все положенное, ничего не облегчая в постановке. И вместе с тем весь акт, очень трудный своей драмати ческой наполненностью, Гершунова прове ла на высочайшем накале страстей. Казалось бы, что нового можно внести в эту партию, полтора столетия танцуемую величайшими балеринами мира? И тем не менее уже на первом спектакле у Гершу новой мы увидели наметки собственного, не заимствованного прочтения образа Жи зели. Эти попытки с течением времени вы строились в свою логически оправданную, выстраданную трактовку первого акта. Жи зель новосибирской балерины была чем-то похожа на современных девчонок. Худая, голенастая, беспечная, с напускной брава дой, с дерзкой улыбкой большого чувст венного рта. Эта девчонка нисколько не боялась ухаживаний Альберта. Наоборот, казалось, она сама зазывала его, храбро бросалась в пучину страстей. Но за показной бравадой иногда проры вались робость и нежность — истинные чувства, которые девчонка стеснялась по казать. В поведении Жизели Гершуновой чувствовался тревожный надлом, противо речивость. Веселость была слишком конт растной сквозившему во взгляде беспо койству. Все это постепенно подготавли вало зрителя к трагедии финала, который актриса проводила великолепно. Она ре шалась на длительную паузу в движениях. Жизель останавливалась безучастно на сце не и вдруг срывалась с места в неистовых метаниях, в последнем всплеске жизни пе ред смертью. Наметки образа современной девчонки Гершунова позже использовала и развила при создании образа Кармен в одноактном балете Ж . Бизе — Р. Щедрина «Кармен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2