Сибирские огни № 06 - 1979

когда на сцене появилась Л. Гершунова, пришло ощущение легкости и воздушно­ сти. Секрет заключался не только в краси­ вых линиях танца балерины. Балетмейстер поставил для Любы упрощенный вариант, убрал сложные вращения на одной ноге, мелкие прыжки на пальцах и т. д. Зато до­ бавились выигрышные для балерины и бо­ лее соответствовавшие образу птицы плавные большие движения и позы. Так упрощение вариации давало выигрыш образу. Первое выступление Л. Гершуновой в ведущей партии состоялось в январе 1969 года. Зрители сразу же заговорили о рож­ дении в театре новой интересной балерины. В партии Сюимбике проявились поэтич­ ность и одухотворенность танца Гершуно­ вой. Образ сказочной птицы, приносящей людям счастье, совпал с творческой ин­ дивидуальностью молодой балерины. Пар­ тия Сюимбике для Гершуновой действи­ тельно оказалась «птицей счастья», пред­ сказавшей замечательное будущее. Появление в балетной труппе Новоси­ бирского академического театра оперы и балета выпускников местного училища от­ крывало новую страницу в истории сибир­ ского балета. Один из крупнейших театров страны первые годы своего существо­ вания, как уже было сказано, пополнял ба­ летные кадры из выпускников хореогра­ фических училищ Москвы и Ленинграда. Сразу же после приема здания театра го­ сударственной комиссией в феврале 1944 года при театре стала работать балетная студия. Однако полная зависимость от ба­ летных училищ европейской части СССР оставалась до 1965 года, когда состоялся первый выпуск Новосибирского хореогра­ фического училища. Появление своих выпускников было ра­ достным, но специалистов беспокоило, смогут ли заменить эти артисты воспитан­ ников прославленных академий танца Москвы и Ленинграда? Не будут ли бро­ саться в глаза различия школ? К счастью, страхи и тревоги оказались напрасны. Вы­ пускники новосибирского училища в боль­ ших классических ансамблях показывали безукоризненную «школу». Постепенно ста­ ли появляться из их среды солисты и веду­ щие артисты. Сейчас более девяноста про­ центов балетной труппы театра — выпуск­ ники новосибирского училища. Когда говорят о балетной классике, то прежде всего вспоминают «Лебединое озеро». Его называют жемчужиной рус­ ской хореографии. Несмотря на вековой возраст, этот спектакль остается сегодня по-молодому привлекательным. Действи­ тельно, «Лебединое озеро» можно назвать самым известным и самым популярным балетом в мире. Нет балетной сцены, где бы не ставился этот спектакль. Нет бале­ рины, не мечтавшей о выступлении в за­ главных партиях «Лебединого озера». С пар­ тиями Одетты — Одиллии связаны имена прославленных балерин мира — Анны Пав­ ловой, Ольги Спесивцевой, Галины Улано­ вой, Натальи Дудинской, Алисии Алонсо, Иветт Шовире, Майи Плисецкой, Натальи Бессмертновой и многих других. Станцевать в одном спектакле Одетту и Одиллию очень трудно. Можно сказать, образы Одетты и Одиллии диаметрально противоположны. Одна нежно-трепетная, страдающая, другая — властная, торжеству­ юще-самодовольная. Совершенно разный и танцевальный язык партий. Плавная кан­ тилена арабесков, сочетающаяся с взвол­ нованностью мелких па-де-бурре, нервный рассказ рук преобладают в пластическом тексте Одетты. А танец Одиллии — это бра­ вурный парад виртуозной пальцевой тех­ ники с острыми позами, резкими останов­ ками, быстрыми темпами. Не случайно иногда в одном спектакле две разные ба­ лерины выступают в этих партиях. Гершунова готовила партию Одетты в са­ мом начале своего творческого пути. Ин­ дивидуальности Гершуновой была ближе Одетта. ...Королева лебедей появлялась на бе­ регу волшебного озера. Здесь она неожи­ данно встречала принца. В первой встрече с принцем нет поддержек, сложных вра­ щений, больших поз, ярких броских движе­ ний— и тем не менее танец Гершуновой приковывал наше внимание, мы заворожен­ но смотрели на сцену. Балерина рассказы­ вала нам о себе, о переживаниях своей героини. Руки мягкие, подвижные и необы­ чайно выразительные пели песнь девушки- лебедя, трепетно откликаясь на все града­ ции настроения... Одетта металась по сцене в поисках спасения от грозного оружия, увиденного в руках молодого охотника... Оружие отброшено, во взгляде девушки уже больше любопытства, а руки все еще трепетали отзвуком недавней тревоги. Но вот Зигфрид взял ее за руки, и, сквозь стремление вырваться и улететь, мы уви­ дели первую увлеченность красивым юно­ шей, тоску по человеческой любви. Характер дарования Любови Гершуновой в чем-то сродни дарованию знаменитых русских балерин начала века: Анны Павло­ вой и Ольги Спесивцевой. Они сумели по­ корить весь мир, не обладая ни феноме­ нальной техникой, «ни стальным носком», ни устойчивым вращением, как это можно судить по отзывам современников. Зато они могли наполнить каждый шаг на сце­ не поэзией танца, грацией, волшебством тайны. Удивительна способность у Л. Гершуно­ вой заставить восторгаться теми местами партии, которые оставляли равнодушными у других исполнителей. Новосибирская ба­ лерина как бы бросает вызов стремитель­ ности нынешнего века, увлекает нас в не­ торопливое созерцание, самоуглубление. И мы с восторгом подчиняемся чарам ожившего сказочного романтизма. Оче­ видно, необходима человеку такая оста­ новка, чтобы разобраться в самом себе, иными глазами посмотреть на окружаю­ щий мир.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2