Сибирские огни № 06 - 1979
когда на сцене появилась Л. Гершунова, пришло ощущение легкости и воздушно сти. Секрет заключался не только в краси вых линиях танца балерины. Балетмейстер поставил для Любы упрощенный вариант, убрал сложные вращения на одной ноге, мелкие прыжки на пальцах и т. д. Зато до бавились выигрышные для балерины и бо лее соответствовавшие образу птицы плавные большие движения и позы. Так упрощение вариации давало выигрыш образу. Первое выступление Л. Гершуновой в ведущей партии состоялось в январе 1969 года. Зрители сразу же заговорили о рож дении в театре новой интересной балерины. В партии Сюимбике проявились поэтич ность и одухотворенность танца Гершуно вой. Образ сказочной птицы, приносящей людям счастье, совпал с творческой ин дивидуальностью молодой балерины. Пар тия Сюимбике для Гершуновой действи тельно оказалась «птицей счастья», пред сказавшей замечательное будущее. Появление в балетной труппе Новоси бирского академического театра оперы и балета выпускников местного училища от крывало новую страницу в истории сибир ского балета. Один из крупнейших театров страны первые годы своего существо вания, как уже было сказано, пополнял ба летные кадры из выпускников хореогра фических училищ Москвы и Ленинграда. Сразу же после приема здания театра го сударственной комиссией в феврале 1944 года при театре стала работать балетная студия. Однако полная зависимость от ба летных училищ европейской части СССР оставалась до 1965 года, когда состоялся первый выпуск Новосибирского хореогра фического училища. Появление своих выпускников было ра достным, но специалистов беспокоило, смогут ли заменить эти артисты воспитан ников прославленных академий танца Москвы и Ленинграда? Не будут ли бро саться в глаза различия школ? К счастью, страхи и тревоги оказались напрасны. Вы пускники новосибирского училища в боль ших классических ансамблях показывали безукоризненную «школу». Постепенно ста ли появляться из их среды солисты и веду щие артисты. Сейчас более девяноста про центов балетной труппы театра — выпуск ники новосибирского училища. Когда говорят о балетной классике, то прежде всего вспоминают «Лебединое озеро». Его называют жемчужиной рус ской хореографии. Несмотря на вековой возраст, этот спектакль остается сегодня по-молодому привлекательным. Действи тельно, «Лебединое озеро» можно назвать самым известным и самым популярным балетом в мире. Нет балетной сцены, где бы не ставился этот спектакль. Нет бале рины, не мечтавшей о выступлении в за главных партиях «Лебединого озера». С пар тиями Одетты — Одиллии связаны имена прославленных балерин мира — Анны Пав ловой, Ольги Спесивцевой, Галины Улано вой, Натальи Дудинской, Алисии Алонсо, Иветт Шовире, Майи Плисецкой, Натальи Бессмертновой и многих других. Станцевать в одном спектакле Одетту и Одиллию очень трудно. Можно сказать, образы Одетты и Одиллии диаметрально противоположны. Одна нежно-трепетная, страдающая, другая — властная, торжеству юще-самодовольная. Совершенно разный и танцевальный язык партий. Плавная кан тилена арабесков, сочетающаяся с взвол нованностью мелких па-де-бурре, нервный рассказ рук преобладают в пластическом тексте Одетты. А танец Одиллии — это бра вурный парад виртуозной пальцевой тех ники с острыми позами, резкими останов ками, быстрыми темпами. Не случайно иногда в одном спектакле две разные ба лерины выступают в этих партиях. Гершунова готовила партию Одетты в са мом начале своего творческого пути. Ин дивидуальности Гершуновой была ближе Одетта. ...Королева лебедей появлялась на бе регу волшебного озера. Здесь она неожи данно встречала принца. В первой встрече с принцем нет поддержек, сложных вра щений, больших поз, ярких броских движе ний— и тем не менее танец Гершуновой приковывал наше внимание, мы заворожен но смотрели на сцену. Балерина рассказы вала нам о себе, о переживаниях своей героини. Руки мягкие, подвижные и необы чайно выразительные пели песнь девушки- лебедя, трепетно откликаясь на все града ции настроения... Одетта металась по сцене в поисках спасения от грозного оружия, увиденного в руках молодого охотника... Оружие отброшено, во взгляде девушки уже больше любопытства, а руки все еще трепетали отзвуком недавней тревоги. Но вот Зигфрид взял ее за руки, и, сквозь стремление вырваться и улететь, мы уви дели первую увлеченность красивым юно шей, тоску по человеческой любви. Характер дарования Любови Гершуновой в чем-то сродни дарованию знаменитых русских балерин начала века: Анны Павло вой и Ольги Спесивцевой. Они сумели по корить весь мир, не обладая ни феноме нальной техникой, «ни стальным носком», ни устойчивым вращением, как это можно судить по отзывам современников. Зато они могли наполнить каждый шаг на сце не поэзией танца, грацией, волшебством тайны. Удивительна способность у Л. Гершуно вой заставить восторгаться теми местами партии, которые оставляли равнодушными у других исполнителей. Новосибирская ба лерина как бы бросает вызов стремитель ности нынешнего века, увлекает нас в не торопливое созерцание, самоуглубление. И мы с восторгом подчиняемся чарам ожившего сказочного романтизма. Оче видно, необходима человеку такая оста новка, чтобы разобраться в самом себе, иными глазами посмотреть на окружаю щий мир.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2