Сибирские огни № 06 - 1979

А после каждого спектакля в спальне до поздней ночи никто не спит. Девочки пере­ живали успех, удачи и огорчения; шепот, см ех, вздохи, слезы... Все это не раз снова и снова проходило перед глазами Любы. Часто приезжали до­ мой к ней ребята из класса. «Вот тебе пример! Олег Александрович Покровский. Три военных года провел в окопах. Причем был разведчиком, а после войны смог вернуться на сцену. Работал хорошо,_ но снова несчастье — разорвал са­ мую крепкую связку — ахилл. Казалось, после этого невозможно вернуться на сце­ ну, а он снова— танцует!» — так оспаривал мнение врачей одноклассник Толя Берды­ шев. Верила в то, что Люба будет снова на сцене, и классный руководитель Светлана Ивановна Стародумова, учительница фран­ цузского языка. А затем преподаватель классического танца Алиса Васильевна Никифорова каж­ дый день занималась с девушкой индиви­ дуально, придумывая специальные упраж­ нения для разработки мышц стопы. Люба вернулась в выпускной класс, но уже в следующем учебном году. На вы­ пускном концерте танцевала Сильфиду в балете «Шопениана», была приглашена р а­ ботать в труппе Новосибирского академи­ ческого театра оперы и балета. Любовь Гершунова первой из выпускниц училища стала прима-балериной этого, одного из крупнейших в стране, театра. Первой из выпускниц местного училища Люба привез­ ла почетные трофеи с Международного конкурса артистов балета — диплом и ме­ даль лауреата. Список победителей международных конкурсов потом дополнили солисты теат­ ра, выпускники училища Лариса Матюхина, Людмила Попилина, Анатолий Бердышев, Татьяна Кладничкина, но первой была Гер­ шунова. Первой из них Любови Гершуновой бы­ ло присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Любовь первая открыла, ставшие теперь обычными, выступления новосибир­ ских солистов балета в главных партиях спектаклей Большого театра СССР... За два первых сезона работы в театре Люба почти не танцевала сольных партий. Несколько раз ей доверили выступить в танце маленьких лебедей. Вспоминаю пер­ вый сезон работы Гершуновой, и перед глазами робкая, вечно забивающаяся в дальний угол девчонка. Люба еще ни физи­ чески, ни психологически не оправилась от травмы. Ноги оставались очень слабыми, особенно стопы. Казалось, малейшая на­ грузка неминуемо вызовет травму. Не меньший вред приносило и оставшееся не­ верие в свои силы. Иногда можно слышать мнение, будто травмы, закаляя волю акте­ ра, помогают ему танцевать еще лучше. Это ложь. Они оставляют отрицательный след, даже если и закаляют волю. Не будь травмы, случившейся в училище на репе­ тиции партии Авроры, Гершунова значи­ тельно раньше стала бы танцевать в театре ведущий репертуар. Не раздавались бы возгласы, что она никогда не справится с техническими сложностями классики. Имен­ но со своеобразным остаточным психоло­ гическим барьером связываю я тот факт, что балерина до сих пор не станцевала в спектакле «Спящая красавица» П. И. Чай­ ковского партию Авроры. Большую роль в судьбе балерины сыгра­ ли репетиции с балетмейстером театра Игорем Григорьевичем Есауловым. Он по­ верил, что из этой слабенькой артистки кордебалета может вырасти балерина, ко­ торой театр будет гордиться. Есаулов был хорошим репетитором. Благодаря своему большому сценическому опыту (прорабо­ тал на сцене солистом балета около двад­ цати лет), он многое мог подсказать ис­ полнителю, выделить удачные находки, подчеркнуть смысловые или пластические акценты вариации. Есаулов требовал от Гершуновой прежде всего образности и наполненности танца. Интересны были и работы самого балет­ мейстера. Ему отлично удавались поста­ новки концертных номеров, в театре шла программа в двух отделениях из хореогра­ фических миниатюр Есаулова. До сих пор вспоминаются актерами и зрителями та­ кие интересные номера, как «Сорок пер­ вый», «Птица в клетке», «Солдат и Смерть» и другие. В его миниатюрах была логика развития действия, большое содержание, оригинальный танцевальный язык. Много­ актные балеты, пожалуй, меньше удавались, но все же с успехом шли в постановке И. Есаулова на сцене театра балеты «Сюим- бике — птица счастья» Ф . Яруллина, «Де­ вушка и Смерть» Г. Жуковского. На гастрольных спектаклях театра в Ново­ кузнецке (это было 10 лет назад) балет­ мейстер поручил Гершуновой танцы в двой­ ке виллис («Жизель» Адана) и в па-де-труа («Лебединое озеро» Чайковского). А по приезде с гастролей Игорь Григорьевич на­ чал готовить с Любой партии Одетты — Одиллии («Лебединое озеро») и включил молодую артистку в состав Исполнительниц главной партии ставящегося тогда балета «Сюимбике — птица счастья». — Разве можно так? Из последней линии кордебалета — и сразу в ведущие? — упре­ кали балетмейстера. — Подождите годика два... Посмотрите! — Да что ждать? Ну, есть хорошая фи­ гурка и беспредельный шаг! Но слабая, слабая стопа! Как встанет на пальцы, так и боимся, что сломает ноги. Техники ника­ кой... Опасения были вполне оправданы, ибо все вышеназванные партии были крепким орешком даже для опытных балерин. Ос­ ваивать их Любе было очень сложно. Встречаться с Любой мне тогда прихо­ дилось на большинстве постановочных ре­ петиций. Опыт сольных и ведущих партий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2