Сибирские огни № 06 - 1979
А после каждого спектакля в спальне до поздней ночи никто не спит. Девочки пере живали успех, удачи и огорчения; шепот, см ех, вздохи, слезы... Все это не раз снова и снова проходило перед глазами Любы. Часто приезжали до мой к ней ребята из класса. «Вот тебе пример! Олег Александрович Покровский. Три военных года провел в окопах. Причем был разведчиком, а после войны смог вернуться на сцену. Работал хорошо,_ но снова несчастье — разорвал са мую крепкую связку — ахилл. Казалось, после этого невозможно вернуться на сце ну, а он снова— танцует!» — так оспаривал мнение врачей одноклассник Толя Берды шев. Верила в то, что Люба будет снова на сцене, и классный руководитель Светлана Ивановна Стародумова, учительница фран цузского языка. А затем преподаватель классического танца Алиса Васильевна Никифорова каж дый день занималась с девушкой индиви дуально, придумывая специальные упраж нения для разработки мышц стопы. Люба вернулась в выпускной класс, но уже в следующем учебном году. На вы пускном концерте танцевала Сильфиду в балете «Шопениана», была приглашена р а ботать в труппе Новосибирского академи ческого театра оперы и балета. Любовь Гершунова первой из выпускниц училища стала прима-балериной этого, одного из крупнейших в стране, театра. Первой из выпускниц местного училища Люба привез ла почетные трофеи с Международного конкурса артистов балета — диплом и ме даль лауреата. Список победителей международных конкурсов потом дополнили солисты теат ра, выпускники училища Лариса Матюхина, Людмила Попилина, Анатолий Бердышев, Татьяна Кладничкина, но первой была Гер шунова. Первой из них Любови Гершуновой бы ло присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Любовь первая открыла, ставшие теперь обычными, выступления новосибир ских солистов балета в главных партиях спектаклей Большого театра СССР... За два первых сезона работы в театре Люба почти не танцевала сольных партий. Несколько раз ей доверили выступить в танце маленьких лебедей. Вспоминаю пер вый сезон работы Гершуновой, и перед глазами робкая, вечно забивающаяся в дальний угол девчонка. Люба еще ни физи чески, ни психологически не оправилась от травмы. Ноги оставались очень слабыми, особенно стопы. Казалось, малейшая на грузка неминуемо вызовет травму. Не меньший вред приносило и оставшееся не верие в свои силы. Иногда можно слышать мнение, будто травмы, закаляя волю акте ра, помогают ему танцевать еще лучше. Это ложь. Они оставляют отрицательный след, даже если и закаляют волю. Не будь травмы, случившейся в училище на репе тиции партии Авроры, Гершунова значи тельно раньше стала бы танцевать в театре ведущий репертуар. Не раздавались бы возгласы, что она никогда не справится с техническими сложностями классики. Имен но со своеобразным остаточным психоло гическим барьером связываю я тот факт, что балерина до сих пор не станцевала в спектакле «Спящая красавица» П. И. Чай ковского партию Авроры. Большую роль в судьбе балерины сыгра ли репетиции с балетмейстером театра Игорем Григорьевичем Есауловым. Он по верил, что из этой слабенькой артистки кордебалета может вырасти балерина, ко торой театр будет гордиться. Есаулов был хорошим репетитором. Благодаря своему большому сценическому опыту (прорабо тал на сцене солистом балета около двад цати лет), он многое мог подсказать ис полнителю, выделить удачные находки, подчеркнуть смысловые или пластические акценты вариации. Есаулов требовал от Гершуновой прежде всего образности и наполненности танца. Интересны были и работы самого балет мейстера. Ему отлично удавались поста новки концертных номеров, в театре шла программа в двух отделениях из хореогра фических миниатюр Есаулова. До сих пор вспоминаются актерами и зрителями та кие интересные номера, как «Сорок пер вый», «Птица в клетке», «Солдат и Смерть» и другие. В его миниатюрах была логика развития действия, большое содержание, оригинальный танцевальный язык. Много актные балеты, пожалуй, меньше удавались, но все же с успехом шли в постановке И. Есаулова на сцене театра балеты «Сюим- бике — птица счастья» Ф . Яруллина, «Де вушка и Смерть» Г. Жуковского. На гастрольных спектаклях театра в Ново кузнецке (это было 10 лет назад) балет мейстер поручил Гершуновой танцы в двой ке виллис («Жизель» Адана) и в па-де-труа («Лебединое озеро» Чайковского). А по приезде с гастролей Игорь Григорьевич на чал готовить с Любой партии Одетты — Одиллии («Лебединое озеро») и включил молодую артистку в состав Исполнительниц главной партии ставящегося тогда балета «Сюимбике — птица счастья». — Разве можно так? Из последней линии кордебалета — и сразу в ведущие? — упре кали балетмейстера. — Подождите годика два... Посмотрите! — Да что ждать? Ну, есть хорошая фи гурка и беспредельный шаг! Но слабая, слабая стопа! Как встанет на пальцы, так и боимся, что сломает ноги. Техники ника кой... Опасения были вполне оправданы, ибо все вышеназванные партии были крепким орешком даже для опытных балерин. Ос ваивать их Любе было очень сложно. Встречаться с Любой мне тогда прихо дилось на большинстве постановочных ре петиций. Опыт сольных и ведущих партий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2