Сибирские огни № 06 - 1979

...Нарядный, освещенный трепещущим светом дворец короля Флорестана. Здесь сегодня праздник — исполнилось шестнад­ цать лет единственной дочери короля. Ка­ залось, забыты все страшные предсказанья и угрозы злобной Феи Каррабос в день крестин Авроры, когда злую фею не вклю­ чили в число приглашенных. Итак, во двор­ це зажжены все свечи. В праздничных на­ рядах красуются маркизы, графы, придвор­ ные дамы. На празднике заморские принцы. Они наслышаны о красоте Авроры и при­ ехали просить ее руки... Все это видит Ав­ рора, спрятавшись за занавеску. Но вот по­ ра и ей выходить... Люба очнулась и обнаружила себя на площади Ленина. До театра осталось три минуты ходьбы. Люба была выпускницей. В хореографи­ ческом училище, как ни в каких других школах, авторитет выпускников велик. Не только ученики младших классов смотрят на них восторженными глазами, с завистью и уважением смотрят старшеклассники — учащиеся 5—7 классов. В училище первый класс соответствует 4-му классу общеобра­ зовательной школы. Люба училась в вось­ мом. До заветного выпускного концерта оставалось совсем немного. Каждый день на сцене и в залах театра шли репетиции. Сложные и интересные танцы поручили танцевать Гершуновой. Не только педагоги возлагали надежды на способную ученицу, ее заметили и руководители театра. Пом­ ню, с каким восторгом говорил о Гершу­ новой балетмейстер Олег Виноградов. Он вместе с ведущим танцовщиком театра Ни­ китой Долгушиным (теперь народный ар­ тист РСФСР, солист Ленинградского акаде­ мического Малого театра оперы и балета) специально приходили на уроки в училище и показывали Гершуновой танцы Джульет­ ты из ставящегося тогда балета С. Про­ кофьева «Ромео и Джульетта». Олег Вино­ градов угадал в ученице школы будущую Джульетту. Сейчас О лег Виноградов — на­ родный артист РСФ С Р, главный балетмей­ стер Ленинградского академического теат­ ра оперы и балета имени С . М. Кирова. На одной из репетиций выпускной прог­ раммы с Любой произошло несчастье. Травмы в балетном зале и на сцене, к со­ жалению, не редкость. Обычно для того, чтобы вернуться в строй после рядовой травмы, нужно две-три недели. Так думала и Люба. Однако перелом ноги оказался на­ столько сложным, что врачи в один голос говорили: «Танцевать не сможете! И не д у ­ майте! Придется расстаться с балетом. Раз­ ве мало других профессий?». Четыре долгих месяца не снимали гипс. Люба пыталась настроить себя на другую профессию, но представить себя вне танца не могла. Не откройся в Новосибирске в 1957 году хореографическое училище, не знала бы девчонка с заводской окраины, что есть на свете такое, самое важное для нее дело, как балет. Мать портниха, растившая трех дочек, не смогла бы послать Любу учиться в Ленинград или Москву, откуда черпал в первое десятилетие после открытия балет­ ные кадры Новосибирский театр оперы и балета. Закончила бы уже Люба среднюю школу. А так с сентябрьского утра 1958 го­ да началась для девочки новая трудная и волшебная жизнь. Детство со всеми шалостями и проказа­ ми осталось позади. С первого же дня на девочку навалилось столько работы, что не оставалось ни сил, ни времени ни на что другое. Учебой такую нагрузку не назо­ вешь — именно работа. Работа, которую не выдержать без любви к избранной профес­ сии, целеустремленности и самоотвержен­ ности. Ежедневные уроки самого главного пред­ м е та— классического танца. Два часа под строгим взглядом преподавателей девочки отрабатывали, обливаясь потом, однообраз­ ные движения классического экзерсиса. Хорошей тренировкой внимания и памяти были уроки исторического танца, ритмики. В средних классах к этим урокам прибави­ лись классы русского и характерного тан­ цев, поддержки и актерского мастерства. Солидную теоретическую подготовку дава­ ли уроки теории музыки и музлитературы, истории изобразительного искусства, исто­ рии балета, русского и западноевропейско­ го театров, западноевропейская литература. С первого класса обязательны и уроки му­ зыки. Девочки в немногие свободные ми­ нуты бежали к фортепьяно, чтобы выучить задание. Но ведь, кроме этого, были еще и каж­ додневные занятия по программе обыч­ ной средней школы. Как и для многих уче­ ников, «теремок» стал для Любы вторым домом. Занятия, начинаясь в восемь часов утра, продолжались почти без перерывов до позднего вечера. Поэтому большинство учащихся и ели и спали в училище, были на гособеспечении. До сих пор удивляет, как можно было разместить в половинке этого двухэтажного домика (половину «те­ ремка» в первые годы занимал детский дом) учебные классы и репетиционные за­ лы, кабинеты, спальные комнаты... Волнения перед первыми выходами на сцену. Ведь дети участвуют во многих оперных и балетных спектаклях. ...В многочисленных зеркалах отражается взволнованное юное лицо в полном гриме. Старательно наложенный тон, алые губы, подрисованные пока не своей, а рукой пре­ подавателя, глаза, брови, тени. Сделал не­ узнаваемым это лицо в зеркале и большой пудреный парик... А первый сценический костюм дороже всех платьев. Но вот и сцена. Она ослепила светом прожекторов, оглушила волнением. Все от­ репетированное напрочь вылетает из голо­ вы. И хочется убежать прочь от пугающей пропасти зрительного зала, от тех тысяч не­ видимых, но таких ощутимых глаз, следя­ щих за твоими движениями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2