Сибирские огни № 06 - 1979
...Нарядный, освещенный трепещущим светом дворец короля Флорестана. Здесь сегодня праздник — исполнилось шестнад цать лет единственной дочери короля. Ка залось, забыты все страшные предсказанья и угрозы злобной Феи Каррабос в день крестин Авроры, когда злую фею не вклю чили в число приглашенных. Итак, во двор це зажжены все свечи. В праздничных на рядах красуются маркизы, графы, придвор ные дамы. На празднике заморские принцы. Они наслышаны о красоте Авроры и при ехали просить ее руки... Все это видит Ав рора, спрятавшись за занавеску. Но вот по ра и ей выходить... Люба очнулась и обнаружила себя на площади Ленина. До театра осталось три минуты ходьбы. Люба была выпускницей. В хореографи ческом училище, как ни в каких других школах, авторитет выпускников велик. Не только ученики младших классов смотрят на них восторженными глазами, с завистью и уважением смотрят старшеклассники — учащиеся 5—7 классов. В училище первый класс соответствует 4-му классу общеобра зовательной школы. Люба училась в вось мом. До заветного выпускного концерта оставалось совсем немного. Каждый день на сцене и в залах театра шли репетиции. Сложные и интересные танцы поручили танцевать Гершуновой. Не только педагоги возлагали надежды на способную ученицу, ее заметили и руководители театра. Пом ню, с каким восторгом говорил о Гершу новой балетмейстер Олег Виноградов. Он вместе с ведущим танцовщиком театра Ни китой Долгушиным (теперь народный ар тист РСФСР, солист Ленинградского акаде мического Малого театра оперы и балета) специально приходили на уроки в училище и показывали Гершуновой танцы Джульет ты из ставящегося тогда балета С. Про кофьева «Ромео и Джульетта». Олег Вино градов угадал в ученице школы будущую Джульетту. Сейчас О лег Виноградов — на родный артист РСФ С Р, главный балетмей стер Ленинградского академического теат ра оперы и балета имени С . М. Кирова. На одной из репетиций выпускной прог раммы с Любой произошло несчастье. Травмы в балетном зале и на сцене, к со жалению, не редкость. Обычно для того, чтобы вернуться в строй после рядовой травмы, нужно две-три недели. Так думала и Люба. Однако перелом ноги оказался на столько сложным, что врачи в один голос говорили: «Танцевать не сможете! И не д у майте! Придется расстаться с балетом. Раз ве мало других профессий?». Четыре долгих месяца не снимали гипс. Люба пыталась настроить себя на другую профессию, но представить себя вне танца не могла. Не откройся в Новосибирске в 1957 году хореографическое училище, не знала бы девчонка с заводской окраины, что есть на свете такое, самое важное для нее дело, как балет. Мать портниха, растившая трех дочек, не смогла бы послать Любу учиться в Ленинград или Москву, откуда черпал в первое десятилетие после открытия балет ные кадры Новосибирский театр оперы и балета. Закончила бы уже Люба среднюю школу. А так с сентябрьского утра 1958 го да началась для девочки новая трудная и волшебная жизнь. Детство со всеми шалостями и проказа ми осталось позади. С первого же дня на девочку навалилось столько работы, что не оставалось ни сил, ни времени ни на что другое. Учебой такую нагрузку не назо вешь — именно работа. Работа, которую не выдержать без любви к избранной профес сии, целеустремленности и самоотвержен ности. Ежедневные уроки самого главного пред м е та— классического танца. Два часа под строгим взглядом преподавателей девочки отрабатывали, обливаясь потом, однообраз ные движения классического экзерсиса. Хорошей тренировкой внимания и памяти были уроки исторического танца, ритмики. В средних классах к этим урокам прибави лись классы русского и характерного тан цев, поддержки и актерского мастерства. Солидную теоретическую подготовку дава ли уроки теории музыки и музлитературы, истории изобразительного искусства, исто рии балета, русского и западноевропейско го театров, западноевропейская литература. С первого класса обязательны и уроки му зыки. Девочки в немногие свободные ми нуты бежали к фортепьяно, чтобы выучить задание. Но ведь, кроме этого, были еще и каж додневные занятия по программе обыч ной средней школы. Как и для многих уче ников, «теремок» стал для Любы вторым домом. Занятия, начинаясь в восемь часов утра, продолжались почти без перерывов до позднего вечера. Поэтому большинство учащихся и ели и спали в училище, были на гособеспечении. До сих пор удивляет, как можно было разместить в половинке этого двухэтажного домика (половину «те ремка» в первые годы занимал детский дом) учебные классы и репетиционные за лы, кабинеты, спальные комнаты... Волнения перед первыми выходами на сцену. Ведь дети участвуют во многих оперных и балетных спектаклях. ...В многочисленных зеркалах отражается взволнованное юное лицо в полном гриме. Старательно наложенный тон, алые губы, подрисованные пока не своей, а рукой пре подавателя, глаза, брови, тени. Сделал не узнаваемым это лицо в зеркале и большой пудреный парик... А первый сценический костюм дороже всех платьев. Но вот и сцена. Она ослепила светом прожекторов, оглушила волнением. Все от репетированное напрочь вылетает из голо вы. И хочется убежать прочь от пугающей пропасти зрительного зала, от тех тысяч не видимых, но таких ощутимых глаз, следя щих за твоими движениями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2