Сибирские огни № 06 - 1979
шахтеров в просторный вестибюль админи стративно-бытового комбината. Светлые помещения для раскомандировок, мойки с индивидуальными контейнерами для хра нения и обеспыливания спецодежды, кон ференц-зал и поликлиника — все здесь пре дусмотрено для удобства людей. На «Распадской» нет традиционной элект ровозной откатки и скипового подъема угля. Топливо из забоя поступает не вверх, а вниз — по спиральным углеспускам на главный конвейер и по наклонному стволу выносится прямо на угольный склад. Управ ление конвейером полностью автоматизиро вано. Производительность труда на шахте- новостройке уже сейчас вдвое превышает среднеотраслевую , а в перспективе она увеличится еще в полтора-два раза». Инженер... Вдумаемся: ведь нет ни одной области нашей жизни, куда не вторгалась бы инженерная мысль, и повсюду несет она с собою смелое и новое. ...Инженер Гарин-Михайловский. Перво проходец, он прокладывал железнодорож ные пути и верил, что станут они путями в Будущее. Как и должно инженеру, был он честен и независим в своих убеждениях ^— вспомним историю борьбы с томскими и колыванскими купцами за проект моста че рез Обь. Как инженер, он умел мечтать: «Пока здесь все спит... но когда-нибудь ярко и сильно сверкнет еще здесь... новая жизнь»,— писал он о нашем крае. ...Высокие мечты о звездах владели ич- женером-механиком Юрием Кондратюком. Он приехал в Новосибирск с Кубани, посе лился в старом бревенчатом доме на Нер- чинской. Днем принадлежал сибирской краевой конторе «Союзхлеб» — ремонти ровал технику на элеваторах и зерноскла дах, изобретал усовершенствования в сель скохозяйственных машинах. А по ночам воплощал свои мечты не в пламенные строчки стихов, а в сухие с виду колонки формул и уравнений. На свои средства издал он в 1929 году в новосибирской ти пографии Сибкрайсоюза брошюру «Завое вание межпланетных пространств», за кото рую историки причислят механика конторы «Союзхлеб» к пионерам космонавтики. ...БАМ начинался еще в тридцатых годах. Участвовал тогда в изысканиях западного участка трассы инженер «Сибгипротранса» Александр Кошурников. Он трагически по гиб в 1942-м в Саянах, где прошла потом Южно-Сибирская магистраль. Заключитель ные строки его дневника: «Иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну...» Но разве только те славны, чьи имена начертаны в книгах истории? Рядовые ин женеры, разве не делают они повседневно великое дело? Алексей Максимович Горь кий как-то сказал, что каждый человек может написать хотя бы одну интересную книгу — о времени и о себе. Написанные инженерами, такие книги составили бы био графии городов и строек. Есть в Новосибирске Дом актера и Дом архитектора, Дом ученых и Дом офицеров. А Дома инженера нет... Ж аль!.. Где, как не в городе, основанном инженером, быть ему? В городе, где еще в 1928 году, как свидетельствует справочник «Весь Новоси бирск в кармане», выпущенный окружным советом общества «Долой неграмотность!», проживали «1 инженер-архитектор, 1 ин женер-электрик, 1 инженер-механик, 4 ин- женера-путейца и 18 инженеров прочих специальностей», сегодня только один электротехнический институт готовит 16 000 будущих инженеров! Валентин Борисович листает семейный альбом, и перед нами проходит запечат ленная на фотоснимках история нескольких поколений Матэри. Вот пожелтевший снимок. В правом ниж нем углу — виньетка с гербом: «Фогографь Михайловъ». Из начала нынешнего века смотрят на нас белокурая статная дама, высокий мужчина в форменной фуражке путейца и мальчик в матросском костюмчи ке. Это — семья Фердинанда Матэри. Борис Матэри и Сергей Полыгалин — среди рабочих на строительстве Новоси бирского оперного театра. — А это мой сын,— говорит Валентин Борисович, и я вижу на снимке юношу в солдатской форме.— В честь деда назвали Борисом. Окончил школу и пошел рабочим в «Сибакадемстрой», поступил на вечернее отделение инженерно-строительного ин ститута. Спрашиваю: — По стопам отца! — На тот же факультет — промышленно го и гражданского строительства. — Что же ему придется строить! — О, да у нас чуть не до двадцать пер вого века все расписано! А ближайшее — Канско-Ачинский комплекс. Институт назна чен генеральным проектировщиком бас сейна. Значит, и еще одному Матэри работы хватит... ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2