Сибирские огни № 06 - 1979
обогатительных фабрик и шахт-гигантов по зволило Борису Фердинандовичу реализо вать весь накопленный с годами опыт, ста ло венцом его инженерной деятельности. ...Этот снимок из семейного альбома сделан в Новосибирском оперном. На пло щадке, над потолком-перекрытием зри тельного зала, стоят двое. Суровы и скорб ны их лица. Проводив Б. Ф. Матэри в последний путь, его сын и брат пришли сю да поклониться делам его. Время его жизни было тем временем, когда Россия лапотная превращалась в Россию индустриальную. Это превращение ставило всякий раз новые, все более труд ные задачи, и он был одним их тех, кто смело решал их, не боясь новых путей, от давая свой талант великому созиданию. Вот и здесь оставил он частицу себя, вместе с десятками, сотнями других лю дей воплощая знания и мечты свои в свер кающий, подобно кольчуге сказочного бо гатыря, серебристый купол... Должность главного конструктора отдела промышленного строительства «Сибгипро- шахта» унаследовал Валентин Борисович Матэри. В институт он пришел в 1957 году. Под руководством отца проектировал шахты и обогатительные фабрики Прокопьевско-Ки- селевского района. Несколько лет работал в новосибирском «Промстройпроекте»,- за нимался объектами строительной индуст рии Сибири и Дальнего Востока, участвовал в проектных работах для пострадашего от землетрясения Ташкента. Вернувшись в 1971 году в «Сибгипро- шахт», стал главным специалистом отдела. И тут, как он сам считает, ему и его кол легам «крупно повезло»: «Сибгипрошахт» становится Генеральной проектной органи зацией по проектированию строительства предприятий угольной промышленности Южно-Якутского бассейна. Для института, чьей «вотчиной» были до тех пор Кузнецкий и Горловский бассейны, это означало преж де всего расширение географии работ. Но не только географии! Проектов такого мас штаба институт еще не знал. Когда в 1951 году геологи Галина Лагзина и Ольга Грощалова обнаружили близ Не- рюнгри месторождение коксующихся уг лей, они могли только предполагать, какие богатства таятся в подземных кладовых этого края. Несколько лет ушло на то, чтобы оценить масштабы находки. Здесь же найдена железная руда с очень высо ким процентом содержания железа — в непосредственной близости от угольных месторождений. Есть в этом уникальном районе залежи цветных металлов, известня ки, песок, огнеупорные и формовочные глины. Таким образом, налицо все предпо сылки для создания комплекса черной и цветной металлургии. Но первоочередная задач а— освоение Нерюнгринского угольного месторожде ния. Оно стало возможным благодаря строительству Байкало-Амурской магистра ли. БАМ стал точкой опоры, ключом к бо гатствам Южной Якутии. Именно Южно- Якутский ТПК станет первым в системе на роднохозяйственных комплексов в зоне БАМа. Заместитель директора «Сибгипрошахта» Людвиг Иванович Голяк неторопливо и вну шительно, как бы подчеркивая масштаб ность того, о чем говорит, перечисляет объекты строительства, или, выражаясь языком строителей, титулы: — Нерюнгринский угольный разрез. По объему горных работ — крупнейший в Союзе. — Обогатительная фабрика. Под стать разрезу... — Производственная база строительства. — Объекты общерайонного значения — электросеть, водоснабжение... — Сельскохозяйственный комплекс... — Город Нерюнгри... Такой проект, конечно, не под силу од ному институту. «Сибгипрошахт» координи рует и возглавляет работу более сорока проектных и научно-исследовательских ин ститутов страны, не считая почти такого же количества НИИ и изыскательских ор ганизаций, выполняющих субподрядные за казы. Наш разговор прервал телефонный зво нок. Звонили коллеги — субподрядчики из Новокузнецка. И вдруг человек, сидевший против меня, преобразился. Куда девались неспешный тихий голос, спокойный взгляд за уютно поблескивающими стеклами оч ков! Моему поколению не довелось видеть войну, но сейчас мне чудилось, что в каби нет ворвалось дыхание незатихающего где- то вдали боя. Напористо и по-командирски громогласно Людвиг Иванович «уточнял обстановку». Мелькали названия населен ных пунктов, трестов и ведомств, счет шел на миллионы и миллиарды. И я подумал, что как ни заезжены, а все же точны сло ва: трудовой фронт! — Мы считаем,— заключил Л. И. Голяк,— что созданная для Нерюнгри горно-тран спортная схема разреза станет прообразом качественно новых схем вскрытия с при менением автотранспорта. Ведь генераль ной схемой развития предусмотрено строи тельство нескольких угледобывающих пред приятий в Южной Якутии. Р а зр е з— только первый из семи, включающих в себя мно жество объектов, и почти на каждом при проектировании встречается что-то такое, чего до нас никто не делал. Взять хотя бы автобазу. Она запроектирована для техни ческого обслуживания, текущего ремонта, общей сборки после капитального ремон та автомобилей грузоподъемностью 120— 180 тонн. ...Богата земля Якутии, но неохотно рас стается она со своими сокровищами, .нема ло испытаний готовит человеку. И потому проектировать в этих условиях совсем не просто. Бездорожье, огромные пере пады температур, высокая сейсмическая активность. Но, может быть, самое слож н о е— так называемая «вялая» вечная мер злота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2