Сибирские огни № 06 - 1979

обогатительных фабрик и шахт-гигантов по­ зволило Борису Фердинандовичу реализо­ вать весь накопленный с годами опыт, ста­ ло венцом его инженерной деятельности. ...Этот снимок из семейного альбома сделан в Новосибирском оперном. На пло­ щадке, над потолком-перекрытием зри­ тельного зала, стоят двое. Суровы и скорб­ ны их лица. Проводив Б. Ф. Матэри в последний путь, его сын и брат пришли сю­ да поклониться делам его. Время его жизни было тем временем, когда Россия лапотная превращалась в Россию индустриальную. Это превращение ставило всякий раз новые, все более труд­ ные задачи, и он был одним их тех, кто смело решал их, не боясь новых путей, от­ давая свой талант великому созиданию. Вот и здесь оставил он частицу себя, вместе с десятками, сотнями других лю­ дей воплощая знания и мечты свои в свер­ кающий, подобно кольчуге сказочного бо­ гатыря, серебристый купол... Должность главного конструктора отдела промышленного строительства «Сибгипро- шахта» унаследовал Валентин Борисович Матэри. В институт он пришел в 1957 году. Под руководством отца проектировал шахты и обогатительные фабрики Прокопьевско-Ки- селевского района. Несколько лет работал в новосибирском «Промстройпроекте»,- за­ нимался объектами строительной индуст­ рии Сибири и Дальнего Востока, участвовал в проектных работах для пострадашего от землетрясения Ташкента. Вернувшись в 1971 году в «Сибгипро- шахт», стал главным специалистом отдела. И тут, как он сам считает, ему и его кол­ легам «крупно повезло»: «Сибгипрошахт» становится Генеральной проектной органи­ зацией по проектированию строительства предприятий угольной промышленности Южно-Якутского бассейна. Для института, чьей «вотчиной» были до тех пор Кузнецкий и Горловский бассейны, это означало преж­ де всего расширение географии работ. Но не только географии! Проектов такого мас­ штаба институт еще не знал. Когда в 1951 году геологи Галина Лагзина и Ольга Грощалова обнаружили близ Не- рюнгри месторождение коксующихся уг­ лей, они могли только предполагать, какие богатства таятся в подземных кладовых этого края. Несколько лет ушло на то, чтобы оценить масштабы находки. Здесь же найдена железная руда с очень высо­ ким процентом содержания железа — в непосредственной близости от угольных месторождений. Есть в этом уникальном районе залежи цветных металлов, известня­ ки, песок, огнеупорные и формовочные глины. Таким образом, налицо все предпо­ сылки для создания комплекса черной и цветной металлургии. Но первоочередная задач а— освоение Нерюнгринского угольного месторожде­ ния. Оно стало возможным благодаря строительству Байкало-Амурской магистра­ ли. БАМ стал точкой опоры, ключом к бо­ гатствам Южной Якутии. Именно Южно- Якутский ТПК станет первым в системе на­ роднохозяйственных комплексов в зоне БАМа. Заместитель директора «Сибгипрошахта» Людвиг Иванович Голяк неторопливо и вну­ шительно, как бы подчеркивая масштаб­ ность того, о чем говорит, перечисляет объекты строительства, или, выражаясь языком строителей, титулы: — Нерюнгринский угольный разрез. По объему горных работ — крупнейший в Союзе. — Обогатительная фабрика. Под стать разрезу... — Производственная база строительства. — Объекты общерайонного значения — электросеть, водоснабжение... — Сельскохозяйственный комплекс... — Город Нерюнгри... Такой проект, конечно, не под силу од­ ному институту. «Сибгипрошахт» координи­ рует и возглавляет работу более сорока проектных и научно-исследовательских ин­ ститутов страны, не считая почти такого же количества НИИ и изыскательских ор­ ганизаций, выполняющих субподрядные за­ казы. Наш разговор прервал телефонный зво­ нок. Звонили коллеги — субподрядчики из Новокузнецка. И вдруг человек, сидевший против меня, преобразился. Куда девались неспешный тихий голос, спокойный взгляд за уютно поблескивающими стеклами оч­ ков! Моему поколению не довелось видеть войну, но сейчас мне чудилось, что в каби­ нет ворвалось дыхание незатихающего где- то вдали боя. Напористо и по-командирски громогласно Людвиг Иванович «уточнял обстановку». Мелькали названия населен­ ных пунктов, трестов и ведомств, счет шел на миллионы и миллиарды. И я подумал, что как ни заезжены, а все же точны сло­ ва: трудовой фронт! — Мы считаем,— заключил Л. И. Голяк,— что созданная для Нерюнгри горно-тран­ спортная схема разреза станет прообразом качественно новых схем вскрытия с при­ менением автотранспорта. Ведь генераль­ ной схемой развития предусмотрено строи­ тельство нескольких угледобывающих пред­ приятий в Южной Якутии. Р а зр е з— только первый из семи, включающих в себя мно­ жество объектов, и почти на каждом при проектировании встречается что-то такое, чего до нас никто не делал. Взять хотя бы автобазу. Она запроектирована для техни­ ческого обслуживания, текущего ремонта, общей сборки после капитального ремон­ та автомобилей грузоподъемностью 120— 180 тонн. ...Богата земля Якутии, но неохотно рас­ стается она со своими сокровищами, .нема­ ло испытаний готовит человеку. И потому проектировать в этих условиях совсем не просто. Бездорожье, огромные пере­ пады температур, высокая сейсмическая активность. Но, может быть, самое слож­ н о е— так называемая «вялая» вечная мер­ злота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2