Сибирские огни № 06 - 1979
12 мая 1945 года, через три дня после Победы, впервые распахнулся занавес на сцене новосибирского оперного. Давали «Ивана Сусанина». Заключительное «Славь ся!» прозвучало гимном народу-победи- телю. Охваченный необыкновенным вооду шевлением, зал рукоплескал стоя. Б. Ф . Матэри не смог быть на том спек такле: он приехал в Новосибирск в декабре сорок пятого, в третий раз, и теперь уже навсегда. Отдел «Промстройпроекта», куда он был откомандирован, вскоре вошел в проектный институт «Кузбассгипрошахт», и Борис Фердинандович становится стар шим конструктором отдела промышленно го строительства института. В первые послевоенные годы начинается освоение богатейших месторождений в юго-восточной части Кузбасса, в пред горьях Алтая. Изыскатели пришли в дикие таежные места, покорившие их величе ственной, первозданной красотой. Нелегкими были здесь условия проекти рования: отсутствие дорог, гористая необ житая местность. «Сибгипрошахт», как стал именоваться институт, выполнял комплек сный проект развития Томь-Усинского рай она, куда, кроме собственно угольных предприятий, вошли автодорога, железная дорога Новокузнецк—Абакан, несколько больших и малых мостов. Институт за проектировал новый город угольщиков — он должен был вырасти в междуречье Томи и Усы , а потому и назвали его Меж- дуреченском. ...Чем больше углублялся Матэри в изу- чение вопросов строительства надшахтных сооружений, тем острее становилась его неудовлетворенность. Пытливый инженер широкой эрудиции, он видел: многое в этой области делается по старинке. Всякий раз проектирование сходных, даже идентич ных по своему функциональному назначе нию зданий начиналось заново, и каждое имело свою форму, свою компоновку. Использовались материалы, замедлявшие и удорожавшие строительство, бесконечно дублировались чертежи. Из-за недостаточ ной проверки зданий на прочность и устой чивость случались аварии. И когда вышли — одно за другим по становления правительства об экономном расходовании цемента, леса и металла в строительстве, о развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей, Матэри нашел в них подтвержде ние правильности своих мыслей. Курс на индустриализацию строительства означал переворот и в проектировании. Строитель ные площадки предстояло превратить в монтажные, но для этого необходимо было унифицировать параметры зданий, их объемные компоненты, унифицировать и создать сборные конструкции и, наконец, наладить их производство в заводских ус ловиях. Задача была большой и сложной, особенно в условиях угольной промышлен ности, где надземные сооружения весьма разнообразны по технологическому назна чению — это и здания над шахтами, и обо гатительные фабрики, и вспомогательные предприятия... Не всегда коллеги, большинство из кото рых было горняками, а не строителями, понимали своевременность и бесспорность того, что так горячо отстаивал в спорах Борис Фердинандович. Надо разработать типовые конструкции, доказывал он, чтобы любой инженер мог применять их, ссы лаясь на соответствующий альбом. Только это позволит избежать бесконечного повто рения индивидуальных и неэкономичных решений. Только это ускорит проектирова ние, а значит, и строительство. Позже Б. Ф . Матэри напишет: «В своей практической деятельности мы используем ранее накопленный опыт и, не ограничи ваясь механическим применением решен ных задач, совершенствуем их в соответ ствии с современными требованиями науки и техники. Трудно мириться с теми, кто в угоду своему благополучию следует по пути упрощений с целью избежать труд ностей, принимает часто недостаточно грамотные решения. Необходимы настой чивость, трудолюбие, преданность своей специальности. В годы моей жизни иногда возникали довольно сложные ситуации, при решении которых я старался объективно оценивать обстановку, рассматривая за труднения как неизбежные в нашу бурную эпоху. Только при этих условиях можно быть полезным обществу и оставить своей жизнью положительный след. Этих простых принципов я и старался придерживаться...» Ему удалось убедить оппонентов. Благо даря настояниям Матэри, в отделе была создана группа типизации. Светлана Михайловна Семенова, один из ветеранов «Сибгипрошахта», вспоминает: — Борис Фердинандович никогда не да вал почувствовать своим молодым и «зеле ным» в ту пору сотрудникам превосходства в знаниях, в опыте. Наоборот, всегда мож но было надеяться на его помощь. А зна ния его действительно были большими—■ за глаза у нас в отделе его называли про фессором. И он постоянно углублял их. Приходил всегда рано утром, задолго до начала рабочего дня — любил поразмыш лять в тишине. И потом, когда все уходи ли, нередко оставался. Он организовал нашу группу и направлял ее работу, отда вая этому делу очень много личной энер гии, потому что сознавал всю перспектив ность важного начинания. Вырастают в Кузбассе заводы по произ водству сборного железобетона. Кузнец кий бассейн по темпам и качеству строи тельства уверенно выходит на первое место среди угольных бассейнов страны. Успехи шахтостроителей — это и успехи проекти ровщиков. Весомый вклад внес коллектив «Сибгипрошахта». Сборность на запроекти рованных им объектах достигала семидесяти процентов. Одним из инициаторов исполь зования сборных конструкций при соору жении многоэтажных промышленных зда ний был Б. Ф . Матэри. Именно за это он был награжден орденом «Знак Почета». Участие в освоении громадного сибир ского края, в строительстве крупнейших
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2