Сибирские огни № 06 - 1979

но вас я не знаю. Могу принять на долж­ ность младшего инженера с месячным ис­ пытательным сроком. Если согласны — вы­ ходите завтра на работу»,— писал Борис Фердинандович в автобиографии, написан­ ной по просьбе отдела социологии Инсти­ тута экономики СО АН СССР. Испытание выпускник МВТУ им. Баумана выдержал. Три года, проведенные в ма­ стерской Пастернака, работа под непосред­ ственным руководством этого большого ученого стали прекрасной школой. Молодой инженер участвует в разработке проектов зданий и сооружений Камского бумкомби- ната, корпусов Магнитки, театра Советской Армии в Москве и, наконец, в проектиро­ вании сложнейших конструкций для ДНК в Новосибирске: рам и перекрытий кулуаров, портальной рамы сценической коробки, купола-оболочки, перекрывающего зри­ тельный зал, опалубки и лесов для него... На вершине купола был установлен во­ рот. Один конец, троса цепляли крюками за него, другой крепили к надетому на каж­ дого пожарному ремню. Так ползали по куполу вначале плотники, затем арматур­ щики, а после и бетонщики. Между ними, стремясь во все вникнуть, все «пощупать», то и дело был Борис Матэри. Забетонировать нужно было во что бы то ни стало до заморозков. Времени остава­ лось мало. «Жали» вовсю, работали по де­ сять часов в день. И успели. Еще теплый бетон накрыли одеялами, кошмой и, хотя не полагалось, тут же, на куполе, это собы­ тие и отметили! ' 25 октября 1934 года опускали опалубку. День был самым трудным, самым ответ­ ственным и для строителей, и для Матэри: малейшая неточность в расчетах могла обернуться катастрофой. ...Народу внизу собралось много. Пона­ ехали пожарные, даже «скорая» — черт его знает, все-такие впервые в мире! На распа­ лубку вызвались добровольцы: наверху — коммунисты, внизу — комсомольцы. Опа­ лубка опускается — сантиметр, другой, тре­ тий... Вдруг Матэри кричит: — Стой!!! — Что случилось? — Трещина... Бетон треснул!.. Той ночью инженер не сомкнул глаз: «Треснул или показалось?» Все обошлось. На другой день опалубку опустили, и председатель комсода стройки Зайцев поздравил строителей. Наперебой фотографировались на фоне купола группами, поодиночке и все вместе. Вскоре Борис Фердинандович покидал Новосибирск, не зная, что судьба еще не раз приведет его в этот город, что Сибирь станет для него второй родиной. Возвратившись в Москву, Матэри не мог не заметить разительных перемен в обли­ ке столицы. Одной из примет этих перемен стали шахтные копры на Мясницкой, в Охотном ряду — строилось метро. В начале февраля 1935 года две с поло­ виной тысячи участников V II съезда Сове­ тов стали первыми пассажирами москов­ ского метрополитена, а в 7 часов 45 минут 15 мая открылось регулярное движение. В мае же 35-го правительство утвердило строительство второй очереди. Если на первой было много ручного труда — стро­ ительство велось либо открытым, либо обычным горным способом, очень трудо­ емким, то вторую очередь было намечено проходить новым, эффективным и сокра­ щающим сроки работ способом — с по­ мощью щита. Осваивали щит еще при сооружении первых станций. Машина была англий­ ская, фирмы «Маркхэм». Потом рядом с нею появилась наша — опытный образец. Эксперты, иностранные метроспециалисты определили ее скорость — 0,75 метра в сутки. Комсомольские бригады ухитрялись давать на ней по три метра проходки. Для второй очереди было изготовлено сорок два щита. Это очень много, если учесть, что во всем мире их тогда насчи­ тывалось максимум двадцать пять! По осна­ щенности современным тоннельным обору­ дованием Метрострой уже в 1935 году вышел на первое место в мире. Когда появилась возможность перейти на работу в «Метропроект», Матэри, не заду­ мываясь, принял предложение: проектиро­ вание подземных сооружений было для него новой и интереснейшей областью. В задачу расчетно-теоретической группы, которую он возглавил, входило изучение новых вопросов по расчету прочности и устойчивости конструкций и закрепления выработок. На второй очереди метро применялись чугунные тюбинги — огромные кольца диа­ метром от шести до десяти метров, со­ стоящие из отдельных секций. Нужно было предложить методику их расчета, доступ­ ную рядовому инженеру. Совместно с Б. П. Бодровым Матэри разрабатывает такую методику. Правительственная комиссия ре­ комендует ее для практческого примене­ ния. ...Вот и вторая очередь метро приняла пассажиров. Среди метростроевцев, отли­ чившихся на ее сооружении, был и Борис Фердинандович, награжденный Почетным знаком Моссовета за разработку конструк­ ций железобетонных тюбингов и техноло­ гии их изготовления. Война... «Метропроект» эвакуируют из Москвы. Долгий месяц состав пробивается на восток. Пункт назначения — Новоси­ бирск. Подъезжая к городу, Матэри издали уви­ дел «свой» театр. К сорок первому здание снаружи было закончено. В пустынных его фойе нашли приют сокровища московских и ленинградских музеев. Пребывание в Новосибирске на этот раз было недолгим. Матэри едет в Барнаул, где в должности старшего инженера СКБ занимается переоборудованием заводов Рубцовска, Каменогорска. После освобож­ дения Украины он участвовал в восстанов­ лении паровозостроительного завода в Ворошиловграде.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2