Сибирские огни № 06 - 1979
но вас я не знаю. Могу принять на долж ность младшего инженера с месячным ис пытательным сроком. Если согласны — вы ходите завтра на работу»,— писал Борис Фердинандович в автобиографии, написан ной по просьбе отдела социологии Инсти тута экономики СО АН СССР. Испытание выпускник МВТУ им. Баумана выдержал. Три года, проведенные в ма стерской Пастернака, работа под непосред ственным руководством этого большого ученого стали прекрасной школой. Молодой инженер участвует в разработке проектов зданий и сооружений Камского бумкомби- ната, корпусов Магнитки, театра Советской Армии в Москве и, наконец, в проектиро вании сложнейших конструкций для ДНК в Новосибирске: рам и перекрытий кулуаров, портальной рамы сценической коробки, купола-оболочки, перекрывающего зри тельный зал, опалубки и лесов для него... На вершине купола был установлен во рот. Один конец, троса цепляли крюками за него, другой крепили к надетому на каж дого пожарному ремню. Так ползали по куполу вначале плотники, затем арматур щики, а после и бетонщики. Между ними, стремясь во все вникнуть, все «пощупать», то и дело был Борис Матэри. Забетонировать нужно было во что бы то ни стало до заморозков. Времени остава лось мало. «Жали» вовсю, работали по де сять часов в день. И успели. Еще теплый бетон накрыли одеялами, кошмой и, хотя не полагалось, тут же, на куполе, это собы тие и отметили! ' 25 октября 1934 года опускали опалубку. День был самым трудным, самым ответ ственным и для строителей, и для Матэри: малейшая неточность в расчетах могла обернуться катастрофой. ...Народу внизу собралось много. Пона ехали пожарные, даже «скорая» — черт его знает, все-такие впервые в мире! На распа лубку вызвались добровольцы: наверху — коммунисты, внизу — комсомольцы. Опа лубка опускается — сантиметр, другой, тре тий... Вдруг Матэри кричит: — Стой!!! — Что случилось? — Трещина... Бетон треснул!.. Той ночью инженер не сомкнул глаз: «Треснул или показалось?» Все обошлось. На другой день опалубку опустили, и председатель комсода стройки Зайцев поздравил строителей. Наперебой фотографировались на фоне купола группами, поодиночке и все вместе. Вскоре Борис Фердинандович покидал Новосибирск, не зная, что судьба еще не раз приведет его в этот город, что Сибирь станет для него второй родиной. Возвратившись в Москву, Матэри не мог не заметить разительных перемен в обли ке столицы. Одной из примет этих перемен стали шахтные копры на Мясницкой, в Охотном ряду — строилось метро. В начале февраля 1935 года две с поло виной тысячи участников V II съезда Сове тов стали первыми пассажирами москов ского метрополитена, а в 7 часов 45 минут 15 мая открылось регулярное движение. В мае же 35-го правительство утвердило строительство второй очереди. Если на первой было много ручного труда — стро ительство велось либо открытым, либо обычным горным способом, очень трудо емким, то вторую очередь было намечено проходить новым, эффективным и сокра щающим сроки работ способом — с по мощью щита. Осваивали щит еще при сооружении первых станций. Машина была англий ская, фирмы «Маркхэм». Потом рядом с нею появилась наша — опытный образец. Эксперты, иностранные метроспециалисты определили ее скорость — 0,75 метра в сутки. Комсомольские бригады ухитрялись давать на ней по три метра проходки. Для второй очереди было изготовлено сорок два щита. Это очень много, если учесть, что во всем мире их тогда насчи тывалось максимум двадцать пять! По осна щенности современным тоннельным обору дованием Метрострой уже в 1935 году вышел на первое место в мире. Когда появилась возможность перейти на работу в «Метропроект», Матэри, не заду мываясь, принял предложение: проектиро вание подземных сооружений было для него новой и интереснейшей областью. В задачу расчетно-теоретической группы, которую он возглавил, входило изучение новых вопросов по расчету прочности и устойчивости конструкций и закрепления выработок. На второй очереди метро применялись чугунные тюбинги — огромные кольца диа метром от шести до десяти метров, со стоящие из отдельных секций. Нужно было предложить методику их расчета, доступ ную рядовому инженеру. Совместно с Б. П. Бодровым Матэри разрабатывает такую методику. Правительственная комиссия ре комендует ее для практческого примене ния. ...Вот и вторая очередь метро приняла пассажиров. Среди метростроевцев, отли чившихся на ее сооружении, был и Борис Фердинандович, награжденный Почетным знаком Моссовета за разработку конструк ций железобетонных тюбингов и техноло гии их изготовления. Война... «Метропроект» эвакуируют из Москвы. Долгий месяц состав пробивается на восток. Пункт назначения — Новоси бирск. Подъезжая к городу, Матэри издали уви дел «свой» театр. К сорок первому здание снаружи было закончено. В пустынных его фойе нашли приют сокровища московских и ленинградских музеев. Пребывание в Новосибирске на этот раз было недолгим. Матэри едет в Барнаул, где в должности старшего инженера СКБ занимается переоборудованием заводов Рубцовска, Каменогорска. После освобож дения Украины он участвовал в восстанов лении паровозостроительного завода в Ворошиловграде.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2