Сибирские огни № 06 - 1979
постановке — в качестве статистов, и окру жение зрителя реальной обстановкой, и объемные декорации — правда, на другом уровне, в виде голографических изображе ний, и, наконец, объединение различных типов зрелищ. Современникам Курилко, Бардта и Грин берга проект отнюдь не казался фантастич ным. «Скорее их (авторов. — Е. К.) можно обвинить 'В недостатке смелости, чем в «ле визне», как это и делает, например, А . Я. Таиров, который считает, что проект... не достаточно энергично рвет со старым теат ром»,— замечала «Вечерняя Москва». Прекрасное и яростное время! ...Ещ е кипел торг в уцелевшей части базара, еще ютились рядом деревянные домишки — наследие Новониколаевска, а из-за забора, опоясавшего место стройки, вырастали этажи будущего театра. Блоки, ваги да лебедки — вот и вся тогдашняя ме ханизация. Основным орудием оставалась лопата. Не лучше обстояло и с транспор том: обслуживал стройку конобоз «мощ ностью» в 150 лошадок. На помощь приходили скрытые резервы. Резерв первый — смекалка. Когда понадо билось разметить окружность под буду щий барабан театра, соорудили «воро- бу» — огромный деревянный циркуль, «но га» которого шагала больше, чем на 30 метров. Пришлось помудрить и на купо ле: как добиться, чтобы деревянная опа лубка имела точную сферическую форму? А сработали чисто — инструментальная проверка показала максимальное прибли жение сферы к теоретической. Даже отпала необходимость в нанесении на поверхность опалубки алебастрового слоя, что пре дусматривалось проектом. Большая заслуга здесь, конечно, главного инженера строи тельства Сергея Александровича Полыга- лина. Кстати, он же потом, во время бето нирования, предложил подавать бетон под давлением через башню под куполом. Так что смекалка плюс смелая инженерная мысль, плюс опыт десятников и распоря дителей, проводивших ее в жизнь,— вот первый резерв. Резерв второй — энтузиазм. У столовой ежедневно вывешивалась сводка: какая бригада «летит на аэроплане», какая — «на паровозе»... Страшнее всего было оказать ся «на черепахе». Разгильдяев выставляли на всеобщее посмешище, ударников же премировали кожаными ботинками и от резами сукна. Жили здесь же, рядом со стройкой. Бывшие лавки, магазины переоборудовали под общежития. Играли свадьбы, уходили служить в Красную Армию и возвращались снова на стройку. Рук не хватало, а спе циалистов и подавно. Здесь же и учились, приобретали профессии плотников, арма турщиков, бетонщиков... Борис Матэри был командирован Гипро- строем для осуществления авторского над зора за сооружением конструкций театра. Главным образом — железобетонного ку пола. Он приехал в Новосибирск в мае 1933 года. Что вобрала в себя к тому вре мени его память? ...Он помнил себя ребенком в доме на окраине Тамбова, шумные и таинственные предновогодние приготовления, улыбаю щееся лицо матери, смешанный запах хвои, рождественских свечей и праздничного пирога с яблоками. Помнил унылые обшар панные коридоры реального училища, му чительное стояние в строю во время мо лебнов в дни царских именин, непролазное месиво тамбовских окраин. Он видел себя в 17-м — бегущим с одно кашниками на станцию, мимо вагоноре монтных мастерских, где работал отец, смотреть, как новая власть разоружает жандармов. И в 19-м, когда в городе бес чинствовали казаки генерала Мамонтова. И позже, среди друзей по строительному училищу: зимой вгрызались в науки, летом ездили в экспедиции на изыскания. Борис тогда учился и одновременно ра ботал в Наркомземе, в группе по осушению болот на севере Тамбовской губернии. На Тамбовщине в те годы свирепствова ла банда Антонова. Бандиты захватывали хлеб, скот, разбирали железнодорожные пути... В одну из экспедиций чуть было не по- . встречались с антоновцами. Навсегда вре залась картина: хутор, недавно оставлен ный бандитами,— не разрушенный, но безмолвный, точно вымерший. А потом была Москва. Он помнил свое ошеломление, когда впервые окунулся в пеструю разноголосицу столицы. Нетоп леные институтские аудитории, первую стипендию, состоявшую из селедки, под солнечного масла, муки и сахара. Прони зывающий сырой ветер на Москва-реке, куда ходили подрабатывать, разгружать баржи. На четвертом курсе Борис с товарищем получили «собственную комнату» в ком мунальной квартире. Память сохранила встречи с обаятельным человеком, прихо дившим иногда сюда. Через много лет Матэри узнал легендарную биографию этого человека, такого простого и скром ного в общении, узнал о его трагической гибели в Испании. Звали его Матэ Залка. Помнились приезды в институт наркома Луначарского, его блестящие лекции об искусстве. Помнились захватывающие вы ступления академика Иоффе, посвященные нарождающейся науке — ядерной физике. «Железобетонный ангар для гидросамо летов с покрытием в виде тонкостенных оболочек» — так звучала тема его диплом ной работы. Отечественной литературы по этому вопросу не было. Пришлось зары ваться в зарубежную, в основном — фран цузскую, и попутно овладевать незнакомым языком. Защита прошла успешно, и руко водитель темы, доктор технических наук В. М. Келдыш, предложил Матэри порабо тать в проектной конторе, руководимой профессором Пастернаком. «С письмом, данным мне профессором Келдышем, я на другой день вошел в ка бинет Петра Леонтьевича Пастернака в Гипрострое. Он довольно приветливо по здоровался со мной, молча ознакомился с письмом, сказал: «Работники мне нужны,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2