Сибирские огни № 06 - 1979

ческий институт, работало Тельбесбюро — филиал Гипромеза для проектирования Кузнецкого металлургического комбината, город располагал крупными научными и конструкторскими силами. Так в Томске возник Сибирский филиал московского института Гидрошахт, впослед­ ствии— Сибгипрошахт. Основателями его считаются академик Л. Д . Шевяков, при­ ехавшие с ним инженеры А . Н. Бредихин, М. М. Дьяченков, И. А . Приходько, амери­ канские инженеры Пауль и Котер. На первых порах в институте работал от­ дел иностранных специалистов. Договор­ ные работы выполняла также известная американская горно-строительная проект­ ная компания Аллен-Гарсиа. Но с первых же шагов советские специалисты стреми­ лись превзойти своих учителей — масшта­ бы освоения бассейна, отпущенные на это сроки были несравнимы с зарубежными, надо было работать быстрее и лучше. Сра­ зу определился курс на строительство крупных шахт, на полную механизацию ос­ новных процессов. Еще тогда проектиров­ щики взяли на вооружение идею комплекс­ ного планирования развития месторожде­ ний и районов. В 1934 году в Кузбассе насчитывалось уже 55 шахт, и бассейн давал угля почти вдесятеро больше, чем в двадцать вось­ мом. Высшей похвалой звучали на XV II съезде партии слова Серго Орджоникидзе: «Чтобы посмотреть образцы хорошей ра­ боты, хорошей механизации... надо ехать не в Германию и Америку, а... в Кузбасс и посмотреть, как там дело поставлено». 31 января 1978 года Генеральный секре­ тарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев поздра­ вил всех участников строительства и освое­ ния «самой крупной в стране шахты «Рас­ падская» мощностью 7,5 миллиона тонн угля в год» с завершением строительства и успешным ходом освоения проектной мощности. В письме есть слова о большом успехе проектировщиков. Проектировал «Распадскую» институт «Сибгипрошахт», в 1933 году переехавший в Новосибирск. В феврале 1979 года институту исполни­ лось пятьдесят лет. Немногие проектные организации в стра­ не могут похвалиться столь «древним» про­ исхождением. Немало ветеранов работает в стенах института. Тридцать лет из пятиде­ сяти числится в списках его сотрудников фамилия Матэри. ...Мужчины в роду по традиции служили офицерами. Фердинанд Матэри первым решил поломать семейные каноны. Закон­ чив новороссийскую гимназию, он подался в Германию, в Магдебург, где стал студен­ том технического училища. Вернулся в Но­ вороссийск в 1895-м инженером-механи- ком, работал на нефтяных промыслах «Братья Нобель и К°», потом — в паровозо­ ремонтных мастерских. Вскоре родился сын — будущий конструктор купола ново­ сибирского оперного театра. Летом 1930 года художник Большого театра М. И. Курилко получил заявочное свидетельство ЦБРИЗа на изобретение но­ вой системы театра «ТЕОМАСС К3». Вместе с архитекторами Т. Я. Бардтом и А . 3. Грин­ бергом он разрабатывает проект Дома Науки и Культуры (ДНК) для Новоси­ бирска. «Вечерняя Москва» 30 октября 1932 года писала: «Это будет громадный дворец, один зри­ тельный зал которого своей площадью сможет перекрыть площадь Моссовета и свободно вместить в себя Большой москов­ ский театр со всеми его пристройками. Но новый театр сибирской столицы будет не только одним из самых больших теат­ ров Советского Союза. Он будет и самым оригинальным, самым совершенным из них. Планетарно-панорамный театр — так называют его авторы проекта». Раздробленные на ложи-бельэтаж и ло­ жи-бенуар, партер и балкон, галерею и раек, залы старых театров отображали общество, разделенное на касты и сосло­ вия. Поэтому такой принцип планировки безусловно отвергался. Провозглашался принцип — театра массового действия и максимального воздействия. Все три типа известных нам театро в— театра глубинной сцены, театра-цирка с ареной посредине и театра-планетария должны были быть объединены в одном зале. ...На амфитеатре, подобном древнегре­ ческому, зритель-слушатель окружен то­ варищами, он видит всех и вместе со все­ ми. Он имеет свободный доступ на сцену (так же, как и актеры в зал), он — участник представления. Актеры и объемные деко­ рации— лишь часть огромной панорамы, проецируемой на купол-экран. Изображе­ ние окружает со всех сторон и движется. С помощью специальной радиоаппаратуры звук переносится из одного места в дру­ гое, и зритель чувствует себя «внутри» действия. С улиц по пандусам входит на сцену демонстрация — а сцена способна вместить одновременно три тысячи чело­ век,— въезжают трактор или автомобиль. Нажатием рычага убирается партер, и по­ является на его месте арена, которая, в свою очередь, опускается, превращаясь в бассейн...» Как много предвосхищено в этом проек­ те, который и сейчас может показаться прожектерским, а был на самом деле — опередившим время! Уже в наши дни, в 1977 году, Между­ народная ассоциация сценографов и тех­ ников сцены в Париже объявила конкурс на лучший студенческий проект под деви­ зом «Театр для будущих поколений». Было представлено 107 работ из разных стран мира. Две первые и три вторые премии завоевали советские студенты. «Почти все молодые архитекторы,— пи­ сала «Комсомольская правда»,— отказались от веками сложившейся, подковообразной формы зрительного зала. Их больше при­ влекает древняя форма — амфитеатр...» Идеи, заложенные в проекте новоси­ бирского ДНК, узнаются и в премирован­ ных ¡проектах: здесь и принцип театра мас­ сового действия, и участие зрителей в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2