Сибирские огни № 06 - 1979
Е. Кержнер ДИНАСТИЯ МАТЭРИ На углу Красного проспекта и Комму нистической улицы в Новосибирске стоит семиэтажный жилой дом. Выполненный, как и многие здания тридцатых годов, в духе конструктивизма, когда-то бурно раскри тикованного, а сейчас мирно соседствующе го со своими «классическими» собратьями, он выделяется динамичным башенным объемом, в верхнюю часты которого вком- понованы большие квадратные часы. Из-за них и закрепилось название — «Дом под часами». Построен он в 1935 году по про екту новосибирских архитекторов Б. А . Гор деева и С. П. Тургенева и решен не сов сем обычно: квартиры объединяются не секциями, как мы привыкли, а галереями — с улицы видны застекленные ограждения галерей. В проектировании здания участво вал Н. В. Никитин, впоследствии автор-кон структор Останкинской телебашни в Моск ве, лауреат Ленинской и Государственной премий. Немногие знают, что в этом проек те заложена подлинно новаторская идея: это первый в мире дом со сборным желе зобетонным каркасом. Здесь же, на Красном проспекте, годом раньше завершилось сооружение купола оперного театра. Гигантская полусфера ку пола свободно покоится на опорном коль це, и если бы нашелся в наши дни бога тырь сродни мифическому Атланту, он мог бы легко поднять ее. В диаметре купол до стигает шестидесяти метров, тогда как тол щина его в центре составляет всего восемь сантиметров. Здесь человек превзошел са мое Природу: это тоньше, чем скорлупа яйца по отношению к его диаметру! Без балочное перекрытие такой площади было осуществлено впервые в мировой градо строительной практике. Проектировали ку пол в Москве, в мастерской профессора П. Л. Пастернака. Конструкторский расчет выполнял молодой инженер Борис Матэри. Прадед, по семейному преданию, был родом с Корсики. Офицером французской армии под предводительством другого кор сиканца, Наполеона Бонапарта, пришел он в 1812-м в Россию. В бою был ранен. Остался вначале — до выздоровления, а после женитьбы на русской — навсегда. От сюда и пошла русская •ветвь итальянской фамилии. И «Дом под часами», и здание оперного театра интересны не только сами по себе. Встают за ними, за историей их создания годы первых пятилеток, годы великих свер шений и дерзновенных замыслов, когда так часто слышалось и становилось привыч ным крылатое «впервые»... В 1930 году, на XV I съезде партии при нимается решение о создании новой мощ ной угольно-металлургической базы — Урало-Кузнецкого комбината. Два с лиш ним века отделяют это событие от друго го, зафиксированного в «Минеральном ка талоге» кунсткамеры Петербургской Ака демии наук: рудознатец Михайла Волков обнаружил у притока реки Томь «каменное уголье, светящееся, слоеватое». Несмотря на столь долгий срок, прошедший с вре мен открытия на территории нынешнего Кузбасса залежёй угля, богатейшие его за пасы оставались почти нетронутыми. В цар ской России ввозилась из-за’ границы пятая часть необходимого топлива — миллиард, пудов угля. Пылали в печах русские леса: на шестьдесят процентов потребность в топливе удовлетворялась дровами. К 1928 году в бассейне насчитывалось всего две надцать небольших шахт и штолен... Одним из первейших условий выполне ния директивы съезда партии — «Превра тим Кузбасс во второй Донбасс!» — долж но было стать проектирование шахт. До того все крупные шахты строились иност ранными, главным образом бельгийскими и французскими акционерными общества ми и проектировались за границей. Требо валось создать свою проектную организа цию как можно ближе к Кузбассу. Са мым подходящим местом оказался Томск. В городе находился Сибирский технологи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2