Сибирские огни № 06 - 1979

как, когда привозили воз опилок, начисля­ ли за два, то я думаю , такая информация была бы воспринята совершенно иначе. На одном представительном совещании главного экономиста колхоза спросили, какие лично им принимаются меры для сни­ жения себестоимости продукции в хозяйст­ ве. Экономист ответил, что он-де считает своей главной обязанностью анализ хо­ зяйственной деятельности, а использование этих данных — дело руководителей и спе­ циалистов хозяйства. Многие стали возра­ жать, что экономист должен быть и орга­ низатором борьбы за экономию. Вспоми­ наю другой случай — когда управляющего отделением (между прочим, агронома по образованию) упрекнули, что он не знает экономических показателей своего отде­ ления, тот обиженно возразил: «Я же хо­ зяйственник». Не говоря уже о руководителях и специа­ листах хозяйств, управляющий тоже дол­ жен быть в известной степени экономистом. И ему нужно математически анализировать работу в своем отделении, прикидывать, что и как можно сделать дешевле, с наи­ меньшими затратами. Впрочем, бесхозяйст­ венность, которую подчас можно видеть в некоторых бригадах или на фермах, не сле­ дует оправдывать только тем, что там не хотят считать. Математика математикой, но, видимо, в еще большей степени надо взы­ вать к морали. — Что такое, по-вашему, бесхозяйствен­ ность? — спросил меня пожилой ревизор Михаил Гаврилович Носов, когда мы воз­ вращались с ним из колхоза, где вместе разбирались в одном деле, являвшем со­ бой эту самую бесхозяйственность. — По-моему, это неумение вести хозяй­ ство,— ответил я. — Нет,— возразил он.— Бесхозяйствен­ ность — это материальная распущенность, вызванная потерей чувства ответствен­ ности. Быть может, формулировка несколько уязвима с точки зрения филолога, но суть и истоки явления сформулированы достаточ­ но четко. Однако, вернемся к обязанностям эконо­ миста. Должность эта в наших колхозах появилась относительно недавно — с тех пор, как вместо трудодней ввели денеж­ ную оплату труда и стали считать — что почем. Сейчас экономисты есть в каждом хозяйстве (кое-где по два), и положитель­ ная роль некоторых весьма ощутима. Петр Тимофеевич Лузин в свое время был начальником планово-экономического отдела райсельхозуправления, но несколь­ ко лет назад по собственному желанию пе­ решел на должность главного экономиста в колхоз «Первое мая». Он начал с того, что организовал эконо­ мическую учебу управляющих отделениями, бригадиров, заведующих фермами, всех специалистов, независимо от образования и стажа работы. Занятия проводятся и по­ ныне дважды в месяц (с октября по май) в рабочее время. Если кто-либо без уважи­ тельной причины пропускает их, это расце­ нивается, как прогул, а провинившийся дол­ жен объясняться перед председателем колхоза Петром Петровичем Кошелем, ко­ торый сразу же принял живейшее участие в организации учебы, поскольку хорошо по­ нимает ее пользу для общего дела. Впрочем, прогулов почти не бывает, по­ тому что занятия Лузин проводит интерес­ но, увязывая теорию с практическими дела­ ми колхоза. Основы экономики сейчас преподаются во многих хозяйствах, но за­ слуга Петра Тимофеевича в том, что он су­ мел учебу сделать действенным средством повышения эффективности колхозного про­ изводства. Задания, которые он дает слуша­ телям на дом, заставляют их анализировать работу бригад и ферм с позиций экономи­ ки, учат расчетливости. Вот несколько та­ кого рода домашних задач, решение кото­ рых затем сообща обсуждалось на очеред­ ных занятиях в прошлом году: «Рассчитать и сопоставить эффективность откорма скота на Туендатской и Первомайской фермах», «Обобщить итоги работы уборочно-транс­ портного комплекса в Крутоложенском от­ делении и определить эффективность но­ вой организации труда», «Рассчитать эко­ номическую эффективность кормоцеха и срок окупаемости затрат на его строитель­ ство». Для слушателей такие уроки инте­ ресны прежде всего тем, что заставляют оперировать показателями не выдуманны­ ми, а реальными, определяющими работу собственного коллектива, своего колхоза. Это не только экономическая учеба, но и экономическая работа тоже, побуждающая искать, находить и в конечном счете исполь­ зовать дополнительные резервы производ­ ства. Ценность всякой работы, в том числе и экономической, определяется ее результа­ тами. Один из результатов деятельности Лузина — внедрение внутрихозяйственного расчета. Сегодня, пожалуй, ни в одном кол­ хозе не найдешь того, кто бы высказывал сомнение в его целесообразности. Однако же, когда я начинал выяснять, как этот принцип осуществляется на деле, во мно­ гих хозяйствах мне отвечали, что пока на­ лицо только элементы хозрасчета. Не знаю, кто и когда впервые ввел такое поня­ тие, но оно оказалось удобным щитом — коль есть «элементы», уже нельзя обвинить в том, что ничего не делается,— хозрасчет внедряется. Внедряется два, три, четыре года... Но, по существу, во многих хозяй­ ствах элементы так и не стали системой. Да, «рентабельность», «себестоимость» — слова, о которых колхозники прежде име­ ли смутное представление, теперь вошли в обиход. Руководство современным произ­ водством, будь то в городе или на селе, немыслимо без анализа, без подсчетов. Но все же, если, скажем, колхозный бригадир посылает в соседнюю бригаду машину за кирпичом, а чтобы она не шла порожняком, распоряжается попутно увезти гравий на до­ рогу, не следует это еще выдавать за не­ кое экономическое мышление. Бригадир поступил по-хозяйски, и эта хозяйская ло­ гика, смекалка должны быть у каждого, кому доверено распоряжаться колхозными ресурсами и организовывать работу. Не еле-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2