Сибирские огни № 06 - 1979
как, когда привозили воз опилок, начисля ли за два, то я думаю , такая информация была бы воспринята совершенно иначе. На одном представительном совещании главного экономиста колхоза спросили, какие лично им принимаются меры для сни жения себестоимости продукции в хозяйст ве. Экономист ответил, что он-де считает своей главной обязанностью анализ хо зяйственной деятельности, а использование этих данных — дело руководителей и спе циалистов хозяйства. Многие стали возра жать, что экономист должен быть и орга низатором борьбы за экономию. Вспоми наю другой случай — когда управляющего отделением (между прочим, агронома по образованию) упрекнули, что он не знает экономических показателей своего отде ления, тот обиженно возразил: «Я же хо зяйственник». Не говоря уже о руководителях и специа листах хозяйств, управляющий тоже дол жен быть в известной степени экономистом. И ему нужно математически анализировать работу в своем отделении, прикидывать, что и как можно сделать дешевле, с наи меньшими затратами. Впрочем, бесхозяйст венность, которую подчас можно видеть в некоторых бригадах или на фермах, не сле дует оправдывать только тем, что там не хотят считать. Математика математикой, но, видимо, в еще большей степени надо взы вать к морали. — Что такое, по-вашему, бесхозяйствен ность? — спросил меня пожилой ревизор Михаил Гаврилович Носов, когда мы воз вращались с ним из колхоза, где вместе разбирались в одном деле, являвшем со бой эту самую бесхозяйственность. — По-моему, это неумение вести хозяй ство,— ответил я. — Нет,— возразил он.— Бесхозяйствен ность — это материальная распущенность, вызванная потерей чувства ответствен ности. Быть может, формулировка несколько уязвима с точки зрения филолога, но суть и истоки явления сформулированы достаточ но четко. Однако, вернемся к обязанностям эконо миста. Должность эта в наших колхозах появилась относительно недавно — с тех пор, как вместо трудодней ввели денеж ную оплату труда и стали считать — что почем. Сейчас экономисты есть в каждом хозяйстве (кое-где по два), и положитель ная роль некоторых весьма ощутима. Петр Тимофеевич Лузин в свое время был начальником планово-экономического отдела райсельхозуправления, но несколь ко лет назад по собственному желанию пе решел на должность главного экономиста в колхоз «Первое мая». Он начал с того, что организовал эконо мическую учебу управляющих отделениями, бригадиров, заведующих фермами, всех специалистов, независимо от образования и стажа работы. Занятия проводятся и по ныне дважды в месяц (с октября по май) в рабочее время. Если кто-либо без уважи тельной причины пропускает их, это расце нивается, как прогул, а провинившийся дол жен объясняться перед председателем колхоза Петром Петровичем Кошелем, ко торый сразу же принял живейшее участие в организации учебы, поскольку хорошо по нимает ее пользу для общего дела. Впрочем, прогулов почти не бывает, по тому что занятия Лузин проводит интерес но, увязывая теорию с практическими дела ми колхоза. Основы экономики сейчас преподаются во многих хозяйствах, но за слуга Петра Тимофеевича в том, что он су мел учебу сделать действенным средством повышения эффективности колхозного про изводства. Задания, которые он дает слуша телям на дом, заставляют их анализировать работу бригад и ферм с позиций экономи ки, учат расчетливости. Вот несколько та кого рода домашних задач, решение кото рых затем сообща обсуждалось на очеред ных занятиях в прошлом году: «Рассчитать и сопоставить эффективность откорма скота на Туендатской и Первомайской фермах», «Обобщить итоги работы уборочно-транс портного комплекса в Крутоложенском от делении и определить эффективность но вой организации труда», «Рассчитать эко номическую эффективность кормоцеха и срок окупаемости затрат на его строитель ство». Для слушателей такие уроки инте ресны прежде всего тем, что заставляют оперировать показателями не выдуманны ми, а реальными, определяющими работу собственного коллектива, своего колхоза. Это не только экономическая учеба, но и экономическая работа тоже, побуждающая искать, находить и в конечном счете исполь зовать дополнительные резервы производ ства. Ценность всякой работы, в том числе и экономической, определяется ее результа тами. Один из результатов деятельности Лузина — внедрение внутрихозяйственного расчета. Сегодня, пожалуй, ни в одном кол хозе не найдешь того, кто бы высказывал сомнение в его целесообразности. Однако же, когда я начинал выяснять, как этот принцип осуществляется на деле, во мно гих хозяйствах мне отвечали, что пока на лицо только элементы хозрасчета. Не знаю, кто и когда впервые ввел такое поня тие, но оно оказалось удобным щитом — коль есть «элементы», уже нельзя обвинить в том, что ничего не делается,— хозрасчет внедряется. Внедряется два, три, четыре года... Но, по существу, во многих хозяй ствах элементы так и не стали системой. Да, «рентабельность», «себестоимость» — слова, о которых колхозники прежде име ли смутное представление, теперь вошли в обиход. Руководство современным произ водством, будь то в городе или на селе, немыслимо без анализа, без подсчетов. Но все же, если, скажем, колхозный бригадир посылает в соседнюю бригаду машину за кирпичом, а чтобы она не шла порожняком, распоряжается попутно увезти гравий на до рогу, не следует это еще выдавать за не кое экономическое мышление. Бригадир поступил по-хозяйски, и эта хозяйская ло гика, смекалка должны быть у каждого, кому доверено распоряжаться колхозными ресурсами и организовывать работу. Не еле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2