Сибирские огни № 06 - 1979
ше стало холостых оборотов. В Зырянском я видел, как богатырь К-700 вез... пять бо чек с горючим. Работа тракторов вполсилы, вхолостую — это не только дополнительно набегающие гектары мягкой пахоты и не только амор тизация, которая все равно набегает, неза висимо от того, стоит трактор или работает. Работа вхолостую — это еще и напрасно сожженное горючее, неокупившаяся зара ботная плата. А неокупленные вложения ложатся на себестоимость продукции, ко торая растет... Нет, не только в сезонности сельского хозяйства дело, а й в ряде других причин, в числе которых одна из главных — от сутствие расчетов оптимальной работы техники. Вспоминается мне одно заседание ба- Дансовой комиссии, уже не в Зырянском, а в соседнем с ним Асиновском районе. — Чем объяснить, что в совхозе «Комсо молец» тонно-километр автоперевозок обо шелся в 17 копеек, а в соседнем совхозе имени Ленина — в 24? — спросили тогда главного инженера районного управления сельского хозяйства. Главный инженер не знал, что ответить. Тут же на балансовой комиссии ему рас крыли «секрет». В «Комсомольце», в отли чие от совхоза имени Ленина, автомобиль ный парк централизован. Есть диспетчер, которому заранее подаются заявки на гру зы и который вместе с завгаром ежеднев но определяет, куда машину направить, дабы использовать каждый рейс с наи большей выгодой. Есть здесь (опять же в отличие от многих других хозяйств) график технического обслуживания машин — свое временные техуходы также способствуют высокопроизводительной работе автопарка. Однако главный инженер управления в такие вопросы не вникал. По существу, с него впервые спросили за цену производ ства. А коль такого спроса не было, разни ца в стоимости тонно-километров его не интересовала, не побуждала делать какой- то анализ, выяснять причину. Порожденный научно-технической рево люцией стремительный рост технической вооруженности в сельском хозяйстве за ставил тысячи людей на деревне стать ме ханизаторами. И сельскому инженеру уже недостаточно знать устройство трактора, комбайна, автомобиля. Он должен овладеть сложным механизмом эффективного управ ления многими машинами. К сожалению, большинство инженеров, которым нужно быть своего рода капитанами, остаются «сержантами». Дело, видимо, и в подготов ке такого рода специалистов. Зачастую при хорошем знании техники они беспомощны в роли организаторов производства, дале ки от экономики. Мне доводилось бывать в колхозных кон торах при составлении заявок на приобре тение техники. Происходит это обычно так. Пригласив к себе в кабинет главных спе циалистов, председатель начинает читать вслух перечисленные в типовой заявке на именования машин. — Трактор МТЗ-50...— председатель огля дывает собравшихся.— Сколько будем брать? — Пожалуй, три,— отвечает за всех глав ный инженер. Председатель, подумав, выводит в бланке лежащей на столе заявки пятерку. ■ — Комбайны зерновые «Сибиряк»... Сколько? — Парочку,— не очень уверенно произ носит инженер, закуривая. — Четыре,— поправляет агроном. — Запишем пяток,— резюмирует пред седатель.— Жатки нужны? — Те, что раньше покупали, путем не ис пользуем,— вмешивается главбух, но его робкий голос повисает в воздухе. Через час из пелены табачного дыма до носится: — Комбайны силосные? — Два... — Два попросим, дадут один. Пишем че тыре. Запрос карман не тянет... Денег на приобретение машин и обору дования государство хозяйствам ассигну ет сейчас много. Заводы тоже выпускают достаточно сельскохозяйственной техники. И подчас в хозяйствах начали приобретать ее не по потребности, а по принципу — чем больше заимеем, тем легче жить. «А что тут плохого? — сказал мне в разго воре по этому поводу знакомый главный инженер колхоза.— Машина есть-пить не просит». Если б надо было покупать лоша дей, тогда, вероятно, подумали бы — для лошадей сено нужно косить. А машина, верно, есть-пить не просит. И возможность приобрести новые маши ны в то время, как в достатке исправных старых, оказывается чересчур большим со блазном для некоторых руководителей хо зяйств. Если присовокупить сю да нашу бе д у — недостаток механизаторов, понятно, почему низок коэффициент использования машин. Пока наши инженеры считают лишь выработку на трактор. А если посчитать, сколько вспаханных гектаров приходится на плуг, сколько выкошено на сенокосил ку, посеяно в расчете на сеялку... Рачительный хозяин, покупая дорогостоя щую машину, преследует три цели: облег чить труд, повысить его производитель ность и в конечном счете снизить себе стоимость продукции, дабы иметь при быль. Рост производства, достигнутый за счет повышения технической оснащенности, должен за время службы машины окупить затраты на ее приобретение. В противном случае значит — работать себе в убыток. От избытка ведь тоже могут быть убытки. Эффективность использования техники, долговечность ее зависят от множества факторов. Тут и проблема механизаторских кадров, и система технического обслужива ния, возможности ремонтной базы и т. д. Существует и «оптимальный срок» службы машин, по истечении которого иногда це лесообразнее купить новую, нежели про должать ремонтировать старую . Однако значительная часть сельскохозяйственных машин (особенно прицепных и навесных) в наших хозяйствах не выдерживает срока
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2