Сибирские огни № 05 - 1979
— При чем тут папа? — усовестил ученика преподаватель.— Надо привыкать все делать самому.— Встань на ноги. — Встал... ^ — Теперь иди на^мой голос.— Кулачков отошел от двери. Шаг... Еще шаг... Нашлись и краны, ванна, но растолковать их назначение — для чего они и как ими пользоваться, стоило немалых усилий. Незрячий человек, никогда не видавший подобного сооружения, не имеющий ни малейшего представления о нем, не в состоя нии сразу осознать, зачем надо крутить краны, откуда в трубах появляется вода. Вернулись в комнату. — Я его сейчас одену,— Федор Иванович схватил брюки. — Не надо! — остановил Даниил Прокопьевич.— Найди стул, Олег. Журавлев смотрел на сына. Ему казалось, что на него навалилось непосильное, тяжкое бремя. Хотелось броситься на помощь. Вот-вот мальчик не выдержит, распла чется... Пока Олег разбирался, где у рубашки воротник, какой стороной надеть брю ки, где рукава у куртки, а инструктор настойчиво заставлял все делать самому, Олег вспотел, раскраснелся. «Выдержит ли муки? Настоящая пытка! Не плюнуть ли на их школу и не освободить ли мальчика от истязаний?» — снова засомневался Федор Ива нович. Когда Олег оделся, причесался, Журавлев залюбовался им. Во всем новом, ладном сын выглядел выше, симпатичнее, старше. — Ну, как? — войдя в комнату, спросила Надежда Васильевна. — Порядок!— доложил Даниил Прокопьевич.— Мы готовы к завтраку. На лестничной клетке Даниил Прокопьевич Кулачков показал, как надо- ис кать тростью ступеньки и не спеша, осторожно спускаться. Сам, стоя спиной к спуску, подстраховывал мальчика и терпеливо руководил. Перед первой ступень кой Олег хотел сесть и, сидя, ощупывая руками ступеньки, спускаться., Но отец пре дупредил: — Ты спускайся, сынок, как дома. Там низенькая лесенка, на ней всего две сту пеньки, а здесь много. Трость Олега упиралась в препятствие. Он опускал ногу и, уверившись в прочно сти, подставлял к ней вторую. Ниже ступенька, еще ниже. На лице Олега и страх, и радость. Мальчик преодолел трусость и обретал уверенность. Эту же лестницу осваивали, подчиняли себе многие учащиеся, и первооткрыва телями были Трошина и Колчин. Разные способы подхода к овладению незримыми маяками у таких, как Трошина и Олег. У первой — осязаемое, слуховое — ассоциируется с сохранившимся представ лением об окружающем зримом мире. Олег вынужден расширять свое познание в мировосприятии совсем иначе. Он, ощупывая детали предмета, соединяет их в своем воображении в единое целое с условным названием цвета — зеленый, красный, жел тый. Олегу придется пополнять свой скудный багаж знаний об окружающем его мире куда труднее, чем Трошиной. У той главная беда — депрессия, безволие. У Олега — пустая память и слепая душа. Томилов встретил Журавлевых как дорогих гостей, обнял мальчика, потом Федо ра Ивановича. — Скоро ты, Олежка, станешь гордостью папы! Журавлев не удержался, чтобы не высказать сразу произведенного на него школой впечатления: . — Представьте, Сергей Михайлович, Олег-то сегодня сам оделся, умылся, по лестницам ходил! А я-то считал — его носить надо. Чудо какое-то! «Замечательно!» — обрадовался директор. Задуманный план удался, в чем-то убедил ранее скептически настроенного отца. — Никакого чуда не произошло, дорогой Федор Иванович,— отозвался Томи лов.— Ваш сын начинает учиться тому, чего жаждет человеческая натура. Он получает то, что недодано ему. Олег попал в школу возвращения к жизни и восстановления трудоспособности. Он станет обыкновенным человеком. 7 Сибирские огни № 5 ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2