Сибирские огни № 05 - 1979

Неуверенность, скованность, осторожность больше не преследовали Трошину. Покорность мглистой стихии сменилась чувством власти над ней. Она шагала от про­ ходной школы прямая, спокойная, держа в правой руке тросточку. Впереди заурчала машина. Слепая женщина посторонилась, отошла к обочине, но не остановилась. Она продолжала шагать навстречу грохоту, по левой стороне шоссе, в полной уверенности, что ей ничего не угрожает. Справа, по ходу, идти опас­ нее. Вначале левостороннее передвижение пугало Елизавету Дмитриевну. Теперь-то она поняла цену этому правилу. Бывшее страшилище — машина, стала другом, указа­ телем, подсказчиком, где повороты, где остановки, как изгибается дорога, какая она — ровная или нет. Там, где щербина, выбоина,— машина приостанавливается, потом под­ дает газ, сердито урчит. По прямой — двигатель посапывает ровно, увеличивая звук по мере приближения. Впереди голоса. Кто-то кричит: «Быстрее!..» Трошина ускоряет шаг. Зовут кого-то, а сигнал касается и ее. Перешла шоссе не без напряжения, преодолев эти считанные метры, как быстротечную речушку вброд. Подошел автобус. Те, кто выходил и входил, возгласами, движением помогали ей. Она взошла на три ступеньки. — Разрешите сесть? — спросила она, уверенная в том, что кто-нибудь да ответит. — Пройдите дальше, на следующий ряд, там свободно,— подсказали ей. И Трошина прошла, села. «Как Толя? У него задание сложное — зачетное, выпускное»,— с теплотой вспом­ нила она о Колчине. Она многим обязана ему — словно утопающая своему спасителю или безнадежно больной выходившему его врачу. Не он бы, Анатолий,— кто знает, может быть, тогда бы сбежала из школы и валялась, несчастненькая, в постели. Он усовестил, заставил ее побороть беспомощность. И вот чего достигла: едет за по­ купками в магазин! Просто сказать — в магазин! С пересадкой! •— Автовокзал! Елизавета Дмитриевна вышла. Садиться на следующий автобус левее. Настречу и рядом с ней идут люди. Скопление идущих слышно по шагам, по движению воздуха, а стоящих — по разговору и каким-то еще волнам. На остановке на всякий случай она спросила, здесь л^ останавливается нужный ей автобус. Стала ждать. Автомобили, бе­ гущие туда и сюда, людские голоса далеко вправо и влево раскрывали улицу, и она мысленно видела жилые дома, окна, рекламы магазинов, учреждений. Народ задвигался, скучился. Понятно — подходит автобус. * На своей остановке Елизавета Дмитриевна пристроилась к очереди выходящих пассажиров, вышла, не прибегая к трости. Арский учил: «Там, где можно, обходитесь без палочки». Найти универмаг большого труда не составляло. Присоединяйся к людскому по­ току, слушай, куда ведет топот ног. Двери... В самом магазине опять слушай. У каждо­ го отдела покупатели спрашивают у продавцов товары. «Красная Москва» есть? Или: «Подайте флакон таких-то духов». «Парфюмерия»,— определяет слепой покупатель. Подходит к кассе, где жужжит машина. Просто? Да, не сложно. А путь сюда? Через стремнины, через бури. Одно поручение выполнено. Второе — само зовет. В дальнем углу звучит музы­ ка — проверка пластинок. Елизавета Дмитриевна послушала, погадала, что взять. Для себя выбрала пластин­ ку романсов в исполнении Козловского, для Анатолия пластинку с песней о летчиках. В отделе трикотажных товаров она подобрала себе и матери по кофточке. Ходи­ ла по магазину слепая женщина, делала покупки сама, без посторонней помощи... После утверждения директором сложных комбинированных маршрутов (курс обу­ чения первого заезда учащихся заканчивался) Арский стал молчаливым, задумчивым. Он беспокоился за тех, кто с утра уходил в путь — «в плаванье», в неприветливую, в небезопасную стихию. И хотя он знал, что каждого ученика тайком подстраховывает кто-нибудь из зрячих сотрудников школы, все-таки беспокоился. «Прошло бы без ЧП». Первым с задания вернулся паренек Юра. Без посторонней помощи нашел класс. Сотрудник школы, наблюдавший за ним, доложил Арскому что тот дважды сбивался

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2