Сибирские огни № 05 - 1979
И этот крик тоже ведь слышен в интона ции стихов Н. Созиновой,— других стихов, вызванных совсем другими впечатлениями, написанных в разное время — и десять лет после победы, и двадцать, и тридцать... Стихи Нинель Созиновой — очень рус ские, предельно открытые, с любовью к правде-истине, а еще более к правде-спра ведливости, с чуткой совестливостью, с обостренной нежностью к детям, живот ным, травам... Еще они очень женские, эти стихи. У нас почему-то уже стало штампом: хваля жен- щину-поэта, писать, что стихи ее — муж ские, а под «женскими стихами» понимать сочинения слезливые, интимные, мелкотем ные. Только это общее место — ложно. Если человечество делится на два пола и каждый из них занимается стихосложени ем, так зачем в стихах-то женщинам ря диться в брюки, нет, здесь похвально долж но быть то, что естественно. Так вот, стихи Н. Созиновой в самом лучшем смысле женские. Без тени сентиментальности, они женские не тем даже, что в них преоблада ет любовь — любовных стихов в узком зна чении этого понятия в сборнике каК раз меньше, чем в большинстве «мужских» сти хотворный томиков,— а тем, что в них раз лит особый женский дар. сочувствия. И, на ряду с этим, есть здесь и женская стой кость, выносливость, отчаянность даже: Ума не палата, казны не мешок, всегда наготове слеза и смешок... Браню не украдкой, люблю не тайком, на дружбу и в драку зову прямиком. Ни тряпки в укладке, ни зернышкавпрок, живу без оглядки, как синь ветерок. И, наконец, это стихи с четкими примета ми времени; их настроение, сцепление в них слов и понятий, их философия и, опять же, интонация насквозь современны. Толь ко человека второй половины нашего сто летия может беспокоить «отравленный бе резовый массив», только он может трево житься: Ничего не дарю,— лишь беру у природы... и понимать: И не было в мире детали — звезды или птицы — чужой, и чувствовать: до боли в сердце солнце облучает. Только он может, даже не летая в космос, видеть мир вот так сверху: Медленно звездное небо вращается и на цепях тонко-лунных лучей безостановочно мерно качаются плотные воды великих морей. Отчего же эта значительная, своеобраз ная и в то же время общепонятная поэти ческая вселенная кажется тихой! От отсут ствия формальной новизны? От вразуми тельности и естественности? Или от повышенного уровня шума вокруг? Оттого, что все мы привыкли напрягать голосовые связки, чтобы перекричать шум транспорта, радиомузыку, другие голоса. А не лучше ли, вместо того, чтобы форсировать свой природный голос, состязаясь с механиче скими устройствами, вести себя так, как эти стихи,— подойти к человеку ближе. И тогда непременно ты будешь услышан — если тебе есть что сказать. Н. БЕЙЛИНА. Ефим Беленький. Из Сибирской тетради. Очерки. Портреты. Зап-Сиб. кн. изд., 1978. Творчество критика и лиуературоведа Ефима Беленького хорошо известно люби телям литературы. Более тридцати лет он живет и работает в Омске, и это во мно гом определило тематику его творческих и исследовательских интересов. Его книги «Писатели моей земли», «Павел Васильев», «Горьковская тетрадь» и другие, а также многочисленные статьи и публикации в сборниках и журналах открыли немало «бе лых пятен» на литературной карте нашего края. И сейчас ни один читатель, проявля ющий интерес к истории литературы Сиби ри, не сможет обойтись без работ Еф. Бе ленького. К числу таких работ, несомненно, следует отнести и новый сборник. В чем главный пафос этой книги? На наш взгляд, он определен в первом же очерке «Литературный ли город Омск?» На выне сенный в заголовок риторический вопрос критик отвечает утвердительно, хотя сде лать это нелегко. «Помилуйте,— говорили автору,— какой же город литературный, если писателей в нем чуть более десятка... один на сто тысяч жителей. В Омске нет не только своего журнала, нет даже периоди чески выходящего альманаха». Книга Еф. Бе ленького о том, что Омск все-таки город литературный. «Прежде всего по своим традициям». Традиции эти глубоки и богаты. Критик называет имена известных писателей, чье творчество самым тесным образом связано с Омском. Это Всеволод Иванов, Леонид Мартынов, Сергей Залыгин и Роберт Рож дественский. Это один из крупнейших со ветских поэтов Павел Васильев. Это Петр Драверт, Георгий Вяткин, Александр Ново селов, Феоктист Березовский, литературное наследие которых имее,т далеко не мест ное значение. Вспоминается великий рус ский писатель Федор Михайлович Достоев ский, для которого невольное пребывание в Омске дало толчок к созданию гениаль ных произведений. Называются имена пи- сателей-народников Николая Наумова и Григория Мачтета, также связанных с При иртышьем, и некоторых других литерато ров. Очерк «Литературный ли город Омск?», написанный остроумно и полемично, явля ется по сути дела своеобразным вступлени- . ем к сборнику. А состоит сборник из двух разделов. В первый вошли очерки об ом ских изданиях — дореволюционном сбор нике «Жертвам войны», газете «Согры»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2