Сибирские огни № 05 - 1979

И этот крик тоже ведь слышен в интона­ ции стихов Н. Созиновой,— других стихов, вызванных совсем другими впечатлениями, написанных в разное время — и десять лет после победы, и двадцать, и тридцать... Стихи Нинель Созиновой — очень рус­ ские, предельно открытые, с любовью к правде-истине, а еще более к правде-спра­ ведливости, с чуткой совестливостью, с обостренной нежностью к детям, живот­ ным, травам... Еще они очень женские, эти стихи. У нас почему-то уже стало штампом: хваля жен- щину-поэта, писать, что стихи ее — муж­ ские, а под «женскими стихами» понимать сочинения слезливые, интимные, мелкотем­ ные. Только это общее место — ложно. Если человечество делится на два пола и каждый из них занимается стихосложени­ ем, так зачем в стихах-то женщинам ря­ диться в брюки, нет, здесь похвально долж­ но быть то, что естественно. Так вот, стихи Н. Созиновой в самом лучшем смысле женские. Без тени сентиментальности, они женские не тем даже, что в них преоблада­ ет любовь — любовных стихов в узком зна­ чении этого понятия в сборнике каК раз меньше, чем в большинстве «мужских» сти­ хотворный томиков,— а тем, что в них раз­ лит особый женский дар. сочувствия. И, на­ ряду с этим, есть здесь и женская стой­ кость, выносливость, отчаянность даже: Ума не палата, казны не мешок, всегда наготове слеза и смешок... Браню не украдкой, люблю не тайком, на дружбу и в драку зову прямиком. Ни тряпки в укладке, ни зернышкавпрок, живу без оглядки, как синь ветерок. И, наконец, это стихи с четкими примета­ ми времени; их настроение, сцепление в них слов и понятий, их философия и, опять же, интонация насквозь современны. Толь­ ко человека второй половины нашего сто­ летия может беспокоить «отравленный бе­ резовый массив», только он может трево­ житься: Ничего не дарю,— лишь беру у природы... и понимать: И не было в мире детали — звезды или птицы — чужой, и чувствовать: до боли в сердце солнце облучает. Только он может, даже не летая в космос, видеть мир вот так сверху: Медленно звездное небо вращается и на цепях тонко-лунных лучей безостановочно мерно качаются плотные воды великих морей. Отчего же эта значительная, своеобраз­ ная и в то же время общепонятная поэти­ ческая вселенная кажется тихой! От отсут­ ствия формальной новизны? От вразуми­ тельности и естественности? Или от повышенного уровня шума вокруг? Оттого, что все мы привыкли напрягать голосовые связки, чтобы перекричать шум транспорта, радиомузыку, другие голоса. А не лучше ли, вместо того, чтобы форсировать свой природный голос, состязаясь с механиче­ скими устройствами, вести себя так, как эти стихи,— подойти к человеку ближе. И тогда непременно ты будешь услышан — если тебе есть что сказать. Н. БЕЙЛИНА. Ефим Беленький. Из Сибирской тетради. Очерки. Портреты. Зап-Сиб. кн. изд., 1978. Творчество критика и лиуературоведа Ефима Беленького хорошо известно люби­ телям литературы. Более тридцати лет он живет и работает в Омске, и это во мно­ гом определило тематику его творческих и исследовательских интересов. Его книги «Писатели моей земли», «Павел Васильев», «Горьковская тетрадь» и другие, а также многочисленные статьи и публикации в сборниках и журналах открыли немало «бе­ лых пятен» на литературной карте нашего края. И сейчас ни один читатель, проявля­ ющий интерес к истории литературы Сиби­ ри, не сможет обойтись без работ Еф. Бе­ ленького. К числу таких работ, несомненно, следует отнести и новый сборник. В чем главный пафос этой книги? На наш взгляд, он определен в первом же очерке «Литературный ли город Омск?» На выне­ сенный в заголовок риторический вопрос критик отвечает утвердительно, хотя сде­ лать это нелегко. «Помилуйте,— говорили автору,— какой же город литературный, если писателей в нем чуть более десятка... один на сто тысяч жителей. В Омске нет не только своего журнала, нет даже периоди­ чески выходящего альманаха». Книга Еф. Бе­ ленького о том, что Омск все-таки город литературный. «Прежде всего по своим традициям». Традиции эти глубоки и богаты. Критик называет имена известных писателей, чье творчество самым тесным образом связано с Омском. Это Всеволод Иванов, Леонид Мартынов, Сергей Залыгин и Роберт Рож­ дественский. Это один из крупнейших со­ ветских поэтов Павел Васильев. Это Петр Драверт, Георгий Вяткин, Александр Ново­ селов, Феоктист Березовский, литературное наследие которых имее,т далеко не мест­ ное значение. Вспоминается великий рус­ ский писатель Федор Михайлович Достоев­ ский, для которого невольное пребывание в Омске дало толчок к созданию гениаль­ ных произведений. Называются имена пи- сателей-народников Николая Наумова и Григория Мачтета, также связанных с При­ иртышьем, и некоторых других литерато­ ров. Очерк «Литературный ли город Омск?», написанный остроумно и полемично, явля­ ется по сути дела своеобразным вступлени- . ем к сборнику. А состоит сборник из двух разделов. В первый вошли очерки об ом­ ских изданиях — дореволюционном сбор­ нике «Жертвам войны», газете «Согры»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2