Сибирские огни № 05 - 1979
Научиться интонации невозможно. В ней — личность, судьба. Я к А м ы л у коня проведу в поводу, сквозь густые кусты пусть идет у руки. Там коня напою, а сама упаду в серебристые струи реки. По камням пробегу — ничего не скажу, никуда не взгляну и нырну-утену, я себя остужу, я потом разгляжу на Амыле волну-быстрину. А волна-быстрина запоет, обовьет, хлынет свежестью в душу — сильна и нежна — и усталость, как старое платье, сорвет и утащит — спасибо, волна!.. Опять все на первый взгляд просто. Я знаю, что это написано в Саянах, где ав тор работал в геоботанической экспедиции. Знаю, что все так и было: усталые работ ники экспедиции подошли к реке и поспе шили искупаться, чтобы смыть с себя грязь и усталость. Да что там — даже коня опи санного я знаю, даже могу посмотреть на него — есть у меня такая фотография, где автор верхом на этом самом коне. И все же в стихах намного больше того, что бы ло, намного больше того, что бывает. У каждого — свой такой Амыл. Эта река могла быть и не рекой — любовью, со вестью, книгой, музыкой, человеческим ли цом. И все это есть в тексте. Есть в ритме. Есть в рифмах — тоже, на первый взгляд, простеньких, а вслушаешься — есть еще и внутренние рифмы, рифмуются рядом стоя щие слова, переливаются одно в другое ассонансами, аллитерациями. Все это не сделано, а услышано и воспроизведено. Но без поэта мы бы этого услышать не смогли. Еще простота — это краткость. Суметь вот так сказать о величии большого мира: Через тайгу м ы ш л и к Погромной, вернее, путь искали к ней, и уместился мир огромный на спинах вьючных лошадей. Идет ли у Н. Созиновой речь о деревне илй городе, о природе, о смене времен года и жизни, о войне и мире, всюду мы слышим эту неповторимую, как тембр голоса, интонацию: Я не умею, но стараюсь жить... А меня оттуда на чужбину медленные лошади везут... * Ничто не потревожит, не приснится... Но отчего же плачут старики? По стихам, вошедшим в этот сборник, можно проследить все вехи взросления поэта — ■ от восторженно-жадного отноше ния к миру до зрелого и мудрого, глядя щего уже с некой высоты на былые ошиб ки, на былой замах сплеча; и особая пре лесть этой зрелой мудрости в том, что она сомневается в себе, несколько завиду ет своей же молодой силе, сокрушается, что руки теперь не смогут так же ловко корову запрягать да бойко так рубить тальник по сограм на подтопку, ломать сушняк по гарям, класть кизяк. В досаде поэт (именно поэт — в поэтиче ской системе Н. Созиновой нет, по-моему, оснований говорить о «лирическом герое») восклицает: Но где же, черт возьми, хваленыйопыт? Чем наградили прожитые дни? Чему учили пройденные,тропы? Ужели мудрость — трусости сродни? Вопрос этот — далеко не риторический. Но все же, подержав его в душе и не от бросив, выстрадав, Н. Созинова со всей правдивостью исповеди смогла ответить — нет. Конечно, руки устают, слабеют, но чтоб в грозу кого-нибудь спасти, теперь они, и слабые, успеют проконопатить лодку и сумеют ее волной высокой провести. «Моментов мудрости» в творчестве Н. Со зиновой было немало, и если читать сбор ник внимательно подряд, можно заметить, что все они связаны с вглядыванием, вжи ванием в других людей. Для лирика это явление не такое уж частое. Лирик спешит высказаться, и его недостает на то, чтобы слушать. В сборнике можно выделить целую гале рею портретов — матери («Завидной неве стой была моя мать»), бабушки («А пре баб ку по деревне до сих пор идет молва», «Пасхальная ночь 1943 года»), отца («Нет, сдержанность любви к отцу не угнетала»), детский портрет сестренки, мечтавшей по жертвовать жизнью, чтобы враз окончилась война («В огороде мы пололи»), портреты знакомых односельчан («Матрена Поликар- повна», «Беды своей не знают дураки») и незнакомых людей, известных автору из воспоминаний близких. Например, краткий и выразительный портрет первого предсе дателя колхоза, этакого сибирского Нагуль нова с его жесткой прямолинейностью, почти жестокостью, но одновременно с крестьянской человечностью (стихотворе ние «Мне бабка рисовала человека»). Если собрать их вместе — получается поэма о деревне, о детстве, о войне, о зна чительности каждой человеческой жизни. О детстве — и о войне? Да. Потому что детство того поколения, к которому при надлежит Н. Созинова, совпало с войной. Конечно, дети в сибирской деревне не слы шали выстрелов, не видели гибели людей. Но они видели, как валятся колхозные ло шади и «как ухватисто старый Василий для коров мастерит хомуты». И этого вполне было достаточно, чтобы изменить навсегда детские сны. По ночам начинклися муки, обнимал неожиданный страх: все мерещились сизые мухи на открытых коровьих глазах... ...в сердце доныне дышит осколок боли, влетевший криком, солдатки бывшей, только что овдовевшей...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2