Сибирские огни № 05 - 1979
а книжном пилки ■ Гарий Немченко. «Я в Москве и хотел бы вас видеть». Повести, рассказы. М., «Со временник», 1978. Странное и, на первый взгляд, непонят ное название у этой книги. Оно не имеет никаких аналогий в названиях рассказов и повестей, вошедших в нее. Но оно очень точно выражает внутренний смысл, идею книги. У каждого человека наступает в жиз ни (и вовсе не обязательно в старости) мо- -мент, когда он начинает перебирать в памяти прожитое, все свои дни, и людей, встречен ных когда-то, и места, где родился и жил. Вот это самое происходит и со многими героями новой книги Гария Немченко. Они постоянно возвращаются к родному порогу, постоянно думают и вспоминают о родном доме. И о людях, которою помога ли им взрослеть. В общении с которыми закладывалось в них то, что называется ха рактером, мировоззрением, пониманием жизни. И которые нужны им и теперь, в их настоящей, сегодняшней жизни. И сей час, из их настоящего, из их взрослой и сложной жизни звучит как заклинание: «Я в Москве и хотел бы вас видеть». В последнее время часто приходится слышать: некоммуникабельность, оторван ность людей друг от друга, ослабление родственных связей — приметы нашего ве ка. Книга Г. Немченко — о людях, связан ных узами родства, любви, добра — звучит убедительной альтернативой этому модно му тезису. Мамины посылки догоняли героя везде и всюду (рассказ «Мамины посылки»). И это были не просто посылки. Мать как бы пе редавала сыну со своими посылками «им пульс доброты», призывала и его делать людям только хорошее. А вот рассказ «Красный петух Плимут рок». Маленький мальчик Валька всеми си лами старается укрепить связи между рас падающимися звеньями семьи. Совсем еще ребенок, он остро чувствует, что все пло хое в его жизни происходит оттого, что мать и отец вдруг стали жить, как чужие друг другу люди. И, забыв о своих дет ских играх, он старается помочь отцу и ма тери обрести мир, взаимопонимание и по кой, он чувствует, что лишь со всем этим в его, Валькину, жизнь придет настоящее счастье. И в подростке Толе («Озябший мальчик») писателя привлекает та же самоот верженная любовь и преданность героя самому родному человеку — матери. Толя свято помнит завет погибшего отца и не бросает заниматься боксом, хотя ему это дорого стоит. В рассказах Г. Немченко, за редким ис ключением, почти нет внешнего действия. Герои очень много размышляют о том, что окружает их в жизни. Разные это воспоми нания,— и грустные, и радостные, и такие, от которых хотелось бы. избавиться. Совсем неверно утверждение, будто че ловеку свойственно додьше помнить пло хое. У героев Г. Немченко, наоборот, очень часты воспоминания о том, как людское участие, может быть где-то даже неволь ное, спасало им жизнь Первое и самое главное воспоминание у семидесятилетнего старика Степана («Ан гелы господни») о том, что помогло ему, вернувшемуся с фронта инвалидом, вы жить. » «...Он часто задумывался: чудно все же как-то выходит! Вот лежишь ты, с голоду помираешь, и не помышляешь уже ни о какой такой милости, а кто-то в это время сам себя уговаривает и сам себя присты жает, и снится ему строгий сон,— и вот на тебе корову,— и в самом деле, как с неба!..» Но есть воспоминания и такие (и немало их), что заставляют мучиться совестью, сты диться людей. Какая, например, связь между пропус тившим авиарейс героем рассказа «Опоз давший» и парнем, отставшим от самолета (не по своей вине) где-то в далеком Брат ске. И почему, узнав об этом парне не чаянно, герой уже не может о нем не ду мать? Он думает об отставшем парне с чувством своей вины перед ним. Хотя ни какой прямой его вины здесь нет. Это не ему, другому ответственному товарищу, срочно потребовалось улететь в Москву,— решить важный вопрос,— а мест в самолете не оказалось... Так почему же такое? Может, существу ет цепная реакция вины и обиды, так же, как цепная реакция добра и сочувствия к людям? И как добро, сделанное одному человеку, перейдет от него к другим,— точно так же переходит и обида, и зло, и несправедливость. У героев рассказов и повестей Г. Нем ченко очгнь много родственных черт. И не только потому, что почти все рассказы на писаны от первого лица. Этот «я» во всех рассказах очень любит размышлять. И его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2