Сибирские огни № 05 - 1979
Условность входит в поэтическую систему как элемент широкого обобщения не де кларативно, не риторически, а картинно, образно. Вместе с тем, происходит и преображе ние романтики: от риторических возгласов вначале, от искренних, но чисто словесных признаний — к утверждению ее как много трудного дела. Высокое душевное напря жение не покидает поэта, а реальная почва романтики не принижает образного пафоса по отношению к ней («И той же трассой многотрудной, в потоке дел, не на виду, твои серебряные трубы меня по-прежнему ведут»), ...Многое в прочитанных мною книжках подтверждает истину, которую мы, литера турные критики, часто принимаем на веру через публицистику, через газету, не имея возможности постоянно находиться в ра бочей среде. А истина проста: это та со циальная среда, которая способствует фор мированию художественного сознания со временного человека, всего общества. Ваши стихи как раз наглядно показывают широ ту, богатство, современный уровень худо жественного сознания, воспитанного в той социальной среде, из которой Вы вышли. Должен признаться как читатель, как критик, что в этом свете совсем иначе прочи тываются, скажем, такие строки из послед ней Вашей книжки «Простые истины»: «Однако истины простые совсем не просто постигать». Ведь перед этим я прочел дру гие Ваши стихи, где нахождение истины казалось автору делом довольно простым. А теперь Вы иронизируете над собой, на чинающим («Хотя, чудак, дойти до сути грозился в молодости я...»), теперь Вы как будто пытаетесь осуществить программу- минимум («Мне перед правдой немину чей — себя хотя бы угадать...»). Но позна ние себя — это и есть начало познания мира. А рабочая среда, в которой Вы мужали, в которой складывался характер, тяжелые условия новостроек, где Вы трудились, не только не огрубили душу, но, наоборот, утончили ее чувствительность: «...я все ре- же рублю с плеча: стал понятливым на молчанье и отзывчивей на печаль». И обо стрили ум: недаром в Ваших стихах я услы шал отголоски Заболоцкого («Не дай гор дыне утвердиться и стать твоим поводырем, душе не дай ожесточиться и заключить союз со злом»). Взгляд Ваш теперь обращен не столько на внешнюю сторону явлений, сколько в их суть — духовную, нравственную, социаль ную. В этом смысле характерно размышле ние о силе слова, о его нынешней «осна- щенности» средствами техники («Ротация ми, радио, кино...»). В Вашем вопросе: «Но почему же из таких сетей жизнь, как вол на морская, ускользает»,— по-видимому, есть отзвук и собственных мучительных схваток со словом, и, конечно, в нем выра жен протест против его инфляции, против пустого словоговоренмя. Вы задумываетесь о той «наивной поре», когда «в ночи свеча тщедушная мерцала и на конце гусиного пера Вселенная спокойно умещалась...». Все равно, все бесспорно. Верны, ска занные в том же духе раздумья, конечные строки: «И говорилось, вроде, для себя, а становилось исповедью века». В самой сво ей сути стихотворение не является откры тием, поэты всегда задумывались над загад кою слова. Важным здесь представляет ся другое, а именно то, что Вы напоми наете о духовном содержании словотвор чества. Вам мучительно сознавать, что Вы, как и другие, «тайну жизни не постигли», «чуда выдать не смогли...». Отсюда — вопросы, вопросы... Ритмы нового времени, его скорости ве дут к отчуждению людей, даже тех, «с кем век вековать» («Парадокс скорости»), но с кем надо бы «подружиться, глянуть в гла за, помолчать...» Противоречие? Еще — ка кое! , «Под одним небом — правда и ложь. Друг он или недруг? Сразу не поймешь...». Тоже противоречие. Глобальное. Может быть, самое драматическое с тех пор, как люди стали людьми, то есть обрели спо собность мыслить. Это ведь тоже — вопросы. Иногда, ища ответа на них, Вы впадаете в дидактику. Вспоминая давно встреченную в райцент- ровской чайной старушку («Две встречи»), озабоченную кормом для скотины и полу чением пенсии за погибшего на войне сы на, Вы говорите верные слова: «нужно се годня уметь за цифрами планов великих и души не проглядеть...». Но их откровенно поучительный тон меньше воздействует на чувства, чем сам эпизод встречи, общение со старушкой. Мне-то кажется, что Вам больше удают ся не «сюжеты». Вы — лирик, причем, ли рик думающий. В медитативном русле поэ зии Вам удается выразить не только духовный и нравственный мир современни ка, но и его общественный темперамент, его социальную характерность. И, кстати говоря, черты социальной принадлежности (опыт рабочего человека) не локализуют, не замыкают, как могло бы случиться, Ва ше художественное сознание в определен ном круге ассоциаций, а обогащает его более глубоким и современным понимани ем прекрасного. Хочу признаться в том, что я с особой придирчивостью отношусь к стихам о сти хах, о поэзии, о творчестве. И вот Ваш опыт, опыт человека, пришедшего в поэзию не от литературы, а из «артезианских людски* глубин» (Маяковский), мне представляется поучительным своею органичностью, своею подтвержденностью, что ли, душевным дви жением и творческим самочувствием. Ощутим вес слов, когда Вы говорите о потерях, обидах и огорчениях, о постоян ных сомнениях в том, что кого-то другого стих может спасти от сомнений, и снова задаетесь вопросом: «А может статься — и спасет?» и уже с большей уверенностью: «Живое слово силу множит. Пускай беды не отведет, но перемочь ее поможет». ■И еще весомее кажутся слова в «Песне горькой минуты», по-видимому, написанной в какой-то кризисный мЬмент, когда дейст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2