Сибирские огни № 05 - 1979
держала жалость к плетню родному и ме же, Россия разве бы кончалась у океан ских рубежей!»). Перескакивая же на „не сколько лет вперед, я вижу, какое важное значение Вы придаете эстетическому ос мыслению материальных признаков бытия («Дорожное»), читаю и перечитываю (уже в «Простых истинах») стихотворение «Дом и мир» — воспоминание о том, как когда- то, в юности, казался тесным родительский дом и город, в котором жил, как моло дость и страсть к перемене мест влекли вдаль («Да и кому в урочный час все это не было знакомо?»). По-моему, психологически вполне объ яснимо — и это точно выражено у Вас — возникновение с возрастом чувства осед лости, которое органически перерастает в чувство любви к родной земле в самом конкретном ее проявлении: «На камне ли сижу, к реке схожу ли по тропинке,— я в каждой крохотной росинке России небо нахожу». Из этого зерна образ развивается даль ше, обретая иной масштаб, оставляя прос тор для ассоциаций как в контексте Ваших книг, так и за их пределами. И в этом я вижу подвижность и широту мировоззре ния современного рабочего человека. Вначале Вы немножко подтруниваете (над кем?), когда словами «напарника» го ворите: «Мы лес валили, крыши крыли и воевали с мошкарой, а выходило, вроде были творцы истории живой...». Я ощущаю здесь робко намеченный элемент полеми ки со стихотворной псевдоромантикой. Ис тинные «творцы истории» так о себе не ду мают. Но я еще раз хотел бы вернуться к Ва шему «совмещению», к тому, как отноше ние к труду, работа пробудили в Вас поэта. Само стихотворение «Работа» (в книжке «Строгий август»), хотг и угловато, написа но без попытки психологически объяснить внутреннее прозрение, но подкупает сво ею открытостью, нерасчетливой свободой высказывания. И опять-таки тут важно при знание, что в работе «алмазные грани сверкнули», открылась красота, поэзия. Й после этого полное доверие Вызывают строки другого стихотворения: Я обретал себя в бригаде. И от артельного огня Ш л и чередой в мои тетради Тревоги прожитого дня. Отсюда Вы делали общие выводы до не которой степени дерзкого свойства, что можно было бы, мол, и на стройке «хлеб зарабатывать пером» (что тут предосуди тельного?), однако Вас и подобных Вам что-то более возвышенное срывало «из-за столов», «вело на трассы и в забой»,— та страсть, что «Толстого к плугу уводила и Чехова — на Сахалин...». Не хочу распространяться о Вашей не правоте в противопоставлении труда про изводительного труду литературному, убеж ден, что сейчас Вы уже думаете иначе, да и в самих ссылках на Толстого и Чехова очевидна эта неправота: работа «пером» была для них все-таки главной. Важно здесь уяснить истоки ощущения прекрасного, они в той социальной среде, из которой1Вы вышли, они в сфере произ водства и они объясняют или, по крайней мере, дают ключ к объяснению совмести мости труда производительного и, хотел сказать, «творческого», но ведь и произво дительный труд может быть творческим, так что заменю одну дефиницию другой, повторю — и труда литературного. Не скажу, чтобы Вам часто удавалось глубинно, эмоционально, художественно осмыслить явление красоты, как дела рук человеческих. Скорее, очень редко. Ваше стихотворение о Дивногорске, «рубленном» своими руками, описательно-патетическое, не проникает в истоки чувства прекрасного. Но поэтическое воображение все-таки вы водит Вас за пределы обыденности даже в описании весьма прозаических рабочих усилий. Я имею в виду стихотворение «За нудливо скрипит лопата ..». Кирпичная кладка однообразна: «Дни, годы — все одно и то же: тычок, ложок да твердь стены». И — вот она — сила воображения, облагораживающая, возвы шающая труд: Но. прозревая постепенно, В какой-то миг ты вдруг поймешь, Что никакой там не простенок, А в небо лестницу ведешь... И станут в золоте заката, Разноголосы и звонки. Греметь литаврами лопаты И бубенцами — мастерки. Теперь уже я отмечаю про себя, что для Вас органичны такие метафорические «сю жеты», как вот эти: «Два рельса железно дорожных рассвет перековал в лучи»; «Ночь протаранивая светом, бульдозеры въезжают в сны»; «Черемуховыми ночами не раз приснится, как, ясна, под никелевы ми снегами люминесцирует луна». Теперь уже с полным доверием, как от кровение души, воспринимается патетика условности в такой, рожденной воображе нием, ночной картине на строительстве плотины: В брезенте просоленном, Ш е р ш а в ы от ветров. Сдвигаются колонны Плотинных мастеров. И те, кому дорога В грядущие года, И чья за третьим логом Недвижная звезда. В колючем пересверке, Смыкая с рядом ряд. Они, как на поверке. Торжественно стоят. Плечо с плечом сплотились. Рука сплелась с рукой. И вот она — Плотина Стоит передо мной. По-видимому, этот опыт использования условности эстетически надо оценивать скромно, но он имеет принципиальное зна чение для понимания психологии рабочего человека, формирования его художествен ного сознания. Здесь чрезвычайно важно то, что поэзия выводит реальную картину за рамки обыденности, что она не привя зана мертвым узлом к конкретному делу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2