Сибирские огни № 05 - 1979
К Р И Т И К А ЛИ Т Е РА ТУ РО В ЕД ЕН И Е «НОВЫХ УСПЕХОВ ВАМ» Открытое письмо поэту Владлену Белкину Владлен Николаевич! Три Ваши книги («Строгий август», «Таежная улица» и «Про стые истины») прислал мне Роман Солнцев, сопроводив их письмом, в котором сказа но: «Вот 3 книги очень хорошего рабочего человека и хорошего поэта В. Белкина. Мне кажется, что Вас это может всерьез заин тересовать». К сожалению, книги Ваши мне прежде не попадались на глаза, и я прочел их с инте ресом. А интерес подогревался редкостью случая, когда человек рабочей профессии, выпустив несколько поэтических сборников, определившись в литературе, войдя, так сказать, в возраст мужа, долго не остав ляет той, отнюдь не литературной работы, которой отдал годы жизни. Ну, кого у нас можно назвать в этом ряду? Алексея Ре- шетова с Урала. Владимира Михалева с Белгородчины. А — еще?.. Молодые, начинающие — особенно в Москве, в больших культурных центрах,— едва выпустив первую книгу (а иногда и до выхода ее) стремятся поскорее освобо диться от бремени ежедневных рабочих или служебных «тягот», предпочитая до бывать на пропитание переводами, внут- ренным рецензированием или живя щед ротами Ли'Гфонда, рано замыкаясь в лите ратурном кругу. Разумеется, на разных людей ранняя про фессионализация оказывает разное влия ние, иным она идет впрок, иным — во вред, и сейчас я не буду отвлекать Вас рассуждениями на эту тему. Ваш случай да ет повод посмотреть, как совмещаются в одном лице отнюдь не схожие способы социальной жизнедеятельности, как отра жается на мироощущении поэта влияние социальной среды. Вы строитель по профессии. Судя по сти хам— это Ваше призвание Так же как поэ зия — тоже часть Вашей жизни, жизни души. Учитывая, что мы живем в век науч но-технической революции, в век постоян ного ускорения жизнедеятельности людей, интенсификации интеллектуальных усилий, можно себе представить, как нелегко Вам давалось такое совмещение. Но это дело индивидуальное, зависящее от способно сти воспитать в себе определенную куль туру творческого поведения. Остается толь ко догадываться, как Вы сумели найти для себя ее оптимальный вариант, воспитать в себе соответствующий Вашим индивидуаль ным качествам и особенностям жизни и бы та тип творческого поведения. В книжке «Строгий август» у Вас прозву чало слово благодарности бригадиру за то, что поручал работу потяжелей, на практике знакомил «с моральным кодексом», по которому полагалось, подойдя к бревну, браться за комель. Тут же сказано, что «и строкой своей рабочей» Вы тоже обяза ны «выучке» бригадира («Моему брига диру»). Признание это выражено ритуально, вне нравственно-эстетической атмосферы самой работы и жизни рабочего коллектива (бригады). Но в другом стихотворении, кстати говоря, названном «Черная работа», промелькнули строки: «И зреть могди мои глаза, когда заглядывал в ведро *я, как всходит солнце смоляное на смоляные не беса». Это во время аврала, срочной рабо ты, «черной» работы варки смолы. Вот тут уже интуитивные догадки стали осознаваться Вами как природная способ ность находить прекрасное там, где его не видят и не находят другие. Тогда Вы смог ли не только «сквозь грохот грузовиков услышать вдруг за оградой речитатив пе тухов», но и осознать, что же это значит. Но самым примечательным мне показалось то, что как раз характерно для мироощу щения определенной социальной среды се годня и что нашло поэтическое воплощение в стихотворении «Два города в моей судь бе...». Один город — во глубине России — провожал в дорогу, другой, по кирпичику, своими руками складывался в сибирской тайге: «И я делю все эти годы с одним — сыновнюю любовь, с другим — отцовские заботы». Здесь выражено то, что рождено рабочей моралью,— чувство «отцовства», любви к возведенному своим трудом новому го роду. Романтика дорог и перемены мест, столь характерная для нашей поэзии по следних десятилетий и ставшая во мно гих случаях расхожей, однообразной, у Вас тоже — в «Строгом августе» — нашла декларативное отражение («Но если б всех
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2