Сибирские огни № 05 - 1979

К Р И Т И К А ЛИ Т Е РА ТУ РО В ЕД ЕН И Е «НОВЫХ УСПЕХОВ ВАМ» Открытое письмо поэту Владлену Белкину Владлен Николаевич! Три Ваши книги («Строгий август», «Таежная улица» и «Про­ стые истины») прислал мне Роман Солнцев, сопроводив их письмом, в котором сказа­ но: «Вот 3 книги очень хорошего рабочего человека и хорошего поэта В. Белкина. Мне кажется, что Вас это может всерьез заин­ тересовать». К сожалению, книги Ваши мне прежде не попадались на глаза, и я прочел их с инте­ ресом. А интерес подогревался редкостью случая, когда человек рабочей профессии, выпустив несколько поэтических сборников, определившись в литературе, войдя, так сказать, в возраст мужа, долго не остав­ ляет той, отнюдь не литературной работы, которой отдал годы жизни. Ну, кого у нас можно назвать в этом ряду? Алексея Ре- шетова с Урала. Владимира Михалева с Белгородчины. А — еще?.. Молодые, начинающие — особенно в Москве, в больших культурных центрах,— едва выпустив первую книгу (а иногда и до выхода ее) стремятся поскорее освобо­ диться от бремени ежедневных рабочих или служебных «тягот», предпочитая до­ бывать на пропитание переводами, внут- ренным рецензированием или живя щед­ ротами Ли'Гфонда, рано замыкаясь в лите­ ратурном кругу. Разумеется, на разных людей ранняя про­ фессионализация оказывает разное влия­ ние, иным она идет впрок, иным — во вред, и сейчас я не буду отвлекать Вас рассуждениями на эту тему. Ваш случай да­ ет повод посмотреть, как совмещаются в одном лице отнюдь не схожие способы социальной жизнедеятельности, как отра­ жается на мироощущении поэта влияние социальной среды. Вы строитель по профессии. Судя по сти­ хам— это Ваше призвание Так же как поэ­ зия — тоже часть Вашей жизни, жизни души. Учитывая, что мы живем в век науч­ но-технической революции, в век постоян­ ного ускорения жизнедеятельности людей, интенсификации интеллектуальных усилий, можно себе представить, как нелегко Вам давалось такое совмещение. Но это дело индивидуальное, зависящее от способно­ сти воспитать в себе определенную куль­ туру творческого поведения. Остается толь­ ко догадываться, как Вы сумели найти для себя ее оптимальный вариант, воспитать в себе соответствующий Вашим индивидуаль­ ным качествам и особенностям жизни и бы­ та тип творческого поведения. В книжке «Строгий август» у Вас прозву­ чало слово благодарности бригадиру за то, что поручал работу потяжелей, на практике знакомил «с моральным кодексом», по которому полагалось, подойдя к бревну, браться за комель. Тут же сказано, что «и строкой своей рабочей» Вы тоже обяза­ ны «выучке» бригадира («Моему брига­ диру»). Признание это выражено ритуально, вне нравственно-эстетической атмосферы самой работы и жизни рабочего коллектива (бригады). Но в другом стихотворении, кстати говоря, названном «Черная работа», промелькнули строки: «И зреть могди мои глаза, когда заглядывал в ведро *я, как всходит солнце смоляное на смоляные не­ беса». Это во время аврала, срочной рабо­ ты, «черной» работы варки смолы. Вот тут уже интуитивные догадки стали осознаваться Вами как природная способ­ ность находить прекрасное там, где его не видят и не находят другие. Тогда Вы смог­ ли не только «сквозь грохот грузовиков услышать вдруг за оградой речитатив пе­ тухов», но и осознать, что же это значит. Но самым примечательным мне показалось то, что как раз характерно для мироощу­ щения определенной социальной среды се­ годня и что нашло поэтическое воплощение в стихотворении «Два города в моей судь­ бе...». Один город — во глубине России — провожал в дорогу, другой, по кирпичику, своими руками складывался в сибирской тайге: «И я делю все эти годы с одним — сыновнюю любовь, с другим — отцовские заботы». Здесь выражено то, что рождено рабочей моралью,— чувство «отцовства», любви к возведенному своим трудом новому го­ роду. Романтика дорог и перемены мест, столь характерная для нашей поэзии по­ следних десятилетий и ставшая во мно­ гих случаях расхожей, однообразной, у Вас тоже — в «Строгом августе» — нашла декларативное отражение («Но если б всех

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2