Сибирские огни № 05 - 1979
под действием света их цвет восстанавлива ется. В темных помещениях — раздолье для вредных микроорганизмов. Солнечные лучи убивают большинство этих вредителей. Поэтому все помещения музея должны быть достаточно светлыми. Экспозиции уст раивают таким образом, чтобы колорит и фактура произведений искусства передава лись как можно точнее. Свет в музее дол жен быть приятным для зрителей. Если залы выглядят темными и мрачными, то это сказывается на настроении людей, с какими бы шедеврами они в такой обста новке ни встретились. Однако здесь нужно строго соблюдать меру. Иначе экспонаты начнут болеть и разрушаться. Специалисты делят материалы, из кото рых состоят музейные ценности, на три категории по степени их реакции на свет. Камень, гипс, фарфор, стекло, керамика, металлы, эмаль практически не боятся да же самых ярких лучей. Особенно они опас ны для тканей, папируса, бумаги, кожи, шкур, меха. Живопись считается относи тельно светостойкой. Но если картины не оберегать, то в кра сочном слое могут начаться фотохимиче ские реакции. Они приведут к нарушениям структуры красок, вызовут изменения от тенков и цветов. Наиболее вреден для экспонатов не пря мой солнечный свет, а искусственный — тот, в спектральном составе которого мно го разрушительных ультрафиолетовых лу чей. А без ламп не обойтись. Иначе в пас мурные дни и ранними вечерами все музеи пришлось бы закрывать. Какие же выбрать источники освещения — аргоновые, ксе ноновые, люминесцентные, обычные лампы накаливания? Какой они должны быть мощ ности? В Эрмитаже, прежде, чем ответить на эти вопросы, провели длительный экспери мент. В черные металлические ящики поло жили исписанные красками холсты., акваре ли, бумагу. В другие ящики упрятали тка ни, кусочки гобеленов. Включили лампочки всевозможных образцов, от пятисот до двух тысяч ватт каждая. Закрыли ящики и несколько месяцев проверяли только, го рит ли в них свет. А потом образцы, при нявшие такие большие дозы облучения, подвергли всесторонним анализам. Пер вое место в этом конкурсе заняли йодные лампы. Они оказались почти безвредными. Под их лучами краски заиграли почти так же, как днем. Пучок света они дают мощ ный, а места занимают очень мало. Благо даря продуманному, научно обоснованно му освещению Эрмитаж продлил свой ра бочий день на два часа. Так решилась еще одна проблема. Но сколько пока не решенных! Над ними бьют ся хранители музеев, сотрудники Всесоюз ной лаборатории. Эксперименты пйказали, что масляная краска не подвергается сколько-нибудь заметным изменениям в среде инертных газов. Это заставляет музейных работников и их помощников-ученых подумать о созда нии герметичных, удобных, приемлемых для экспозиции контейнеров для картин. Возможно, и для скульптуры. ■. Еще не побеждена опасность, которую несет вибрация. Здания сокровищниц ис кусства сотрясаются от движения тяжелого транспорта. Убрать его маршруты на дру гие улицы не всегда возможно. А вибрация полотнам противопоказана. Их даже из одного зала в другой, из запасника в рес таврационные мастерские переносят с ве личайшими предосторожностями. О том, как это нужно делать, говорят особые пра вила: «Картину на холсте следует брать осто рожно, только за раму или планки подрам ника, при этом пальцы рук не должны на ходиться между крестовиной или планками подрамника и холстом. Рука не должна прикасаться к самой картине ■— ни к холсту, ни к красочному слою, иначе возможны продавленности холста и травмирование грунта и красочного слоя. Нести картину надо равномерным шагом, очень плавно, стараться, чтобы холст не вибриоовал, так как вибрация холста может вызвать кра келюр и осыпи грунта и красочного слоя. По тем же причинам нельзя двигать кар тину по полу...». Сколько условий нужно выполнять, чтобы сделать такую простую работу! А чтобы справиться с более сложными задачами, требуется неизмеримо больше знаний. Современному музейному хранителю не обойтись без изучения физических и хими ческих свойств материалов, из которых созданы экспонаты. Он обязан хорошо раз бираться в причинах разрушений и старе ния культурных и художественных ценно стей, уметь их устранять. Ему нужно знать и создавать условия, наилучшие для нор мального существования разнообразных вещей, заполняющих залы и помещения запасников... Требуется прямо-таки энцик лопедическая подготовка! К счастью, хра нители в своих заботах не одинЬки. — Традиционное представление о му зейных работниках сейчас меняется,— го ворит Евгений Константинович Кроллау.— Раньше судьбой картин и других экспонатов занимались в основном представители гу манитарных наук. Теперь в этом важном государственном деле наряду с ними участ вуют физики, химики, биологи, гигиенисты, инженеры многих специальностей. Однако главной фигурой в музее остается и всегда будет хранитель-искусствовед. Его работа требует не только больших и разнообразных знаний, но и особых качеств характера. Какими же должны быть эти качества? Такой вопрос однажды задали директору Новосибирской картинной гале реи Марии Ивановне Канальской. — Каждый хранитель фондов должен быть искусствоведом, но не каждый искус ствовед может работать хранителем,— от ветила Мария Ивановна— Здесь необходи мо врожденное чувство бережливости, очень внимательное отношение к музейным ценностям — к каждой вещи. Естественно, нужна любовь к произведениям искусства. Я бы добавила еще строгость и силу воли, умение отстоять свою точку зрения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2