Сибирские огни № 05 - 1979

под действием света их цвет восстанавлива­ ется. В темных помещениях — раздолье для вредных микроорганизмов. Солнечные лучи убивают большинство этих вредителей. Поэтому все помещения музея должны быть достаточно светлыми. Экспозиции уст­ раивают таким образом, чтобы колорит и фактура произведений искусства передава­ лись как можно точнее. Свет в музее дол­ жен быть приятным для зрителей. Если залы выглядят темными и мрачными, то это сказывается на настроении людей, с какими бы шедеврами они в такой обста­ новке ни встретились. Однако здесь нужно строго соблюдать меру. Иначе экспонаты начнут болеть и разрушаться. Специалисты делят материалы, из кото­ рых состоят музейные ценности, на три категории по степени их реакции на свет. Камень, гипс, фарфор, стекло, керамика, металлы, эмаль практически не боятся да­ же самых ярких лучей. Особенно они опас­ ны для тканей, папируса, бумаги, кожи, шкур, меха. Живопись считается относи­ тельно светостойкой. Но если картины не оберегать, то в кра­ сочном слое могут начаться фотохимиче­ ские реакции. Они приведут к нарушениям структуры красок, вызовут изменения от­ тенков и цветов. Наиболее вреден для экспонатов не пря­ мой солнечный свет, а искусственный — тот, в спектральном составе которого мно­ го разрушительных ультрафиолетовых лу­ чей. А без ламп не обойтись. Иначе в пас­ мурные дни и ранними вечерами все музеи пришлось бы закрывать. Какие же выбрать источники освещения — аргоновые, ксе­ ноновые, люминесцентные, обычные лампы накаливания? Какой они должны быть мощ­ ности? В Эрмитаже, прежде, чем ответить на эти вопросы, провели длительный экспери­ мент. В черные металлические ящики поло­ жили исписанные красками холсты., акваре­ ли, бумагу. В другие ящики упрятали тка­ ни, кусочки гобеленов. Включили лампочки всевозможных образцов, от пятисот до двух тысяч ватт каждая. Закрыли ящики и несколько месяцев проверяли только, го­ рит ли в них свет. А потом образцы, при­ нявшие такие большие дозы облучения, подвергли всесторонним анализам. Пер­ вое место в этом конкурсе заняли йодные лампы. Они оказались почти безвредными. Под их лучами краски заиграли почти так же, как днем. Пучок света они дают мощ­ ный, а места занимают очень мало. Благо­ даря продуманному, научно обоснованно­ му освещению Эрмитаж продлил свой ра­ бочий день на два часа. Так решилась еще одна проблема. Но сколько пока не решенных! Над ними бьют­ ся хранители музеев, сотрудники Всесоюз­ ной лаборатории. Эксперименты пйказали, что масляная краска не подвергается сколько-нибудь заметным изменениям в среде инертных газов. Это заставляет музейных работников и их помощников-ученых подумать о созда­ нии герметичных, удобных, приемлемых для экспозиции контейнеров для картин. Возможно, и для скульптуры. ■. Еще не побеждена опасность, которую несет вибрация. Здания сокровищниц ис­ кусства сотрясаются от движения тяжелого транспорта. Убрать его маршруты на дру­ гие улицы не всегда возможно. А вибрация полотнам противопоказана. Их даже из одного зала в другой, из запасника в рес­ таврационные мастерские переносят с ве­ личайшими предосторожностями. О том, как это нужно делать, говорят особые пра­ вила: «Картину на холсте следует брать осто­ рожно, только за раму или планки подрам­ ника, при этом пальцы рук не должны на­ ходиться между крестовиной или планками подрамника и холстом. Рука не должна прикасаться к самой картине ■— ни к холсту, ни к красочному слою, иначе возможны продавленности холста и травмирование грунта и красочного слоя. Нести картину надо равномерным шагом, очень плавно, стараться, чтобы холст не вибриоовал, так как вибрация холста может вызвать кра­ келюр и осыпи грунта и красочного слоя. По тем же причинам нельзя двигать кар­ тину по полу...». Сколько условий нужно выполнять, чтобы сделать такую простую работу! А чтобы справиться с более сложными задачами, требуется неизмеримо больше знаний. Современному музейному хранителю не обойтись без изучения физических и хими­ ческих свойств материалов, из которых созданы экспонаты. Он обязан хорошо раз­ бираться в причинах разрушений и старе­ ния культурных и художественных ценно­ стей, уметь их устранять. Ему нужно знать и создавать условия, наилучшие для нор­ мального существования разнообразных вещей, заполняющих залы и помещения запасников... Требуется прямо-таки энцик­ лопедическая подготовка! К счастью, хра­ нители в своих заботах не одинЬки. — Традиционное представление о му­ зейных работниках сейчас меняется,— го­ ворит Евгений Константинович Кроллау.— Раньше судьбой картин и других экспонатов занимались в основном представители гу­ манитарных наук. Теперь в этом важном государственном деле наряду с ними участ­ вуют физики, химики, биологи, гигиенисты, инженеры многих специальностей. Однако главной фигурой в музее остается и всегда будет хранитель-искусствовед. Его работа требует не только больших и разнообразных знаний, но и особых качеств характера. Какими же должны быть эти качества? Такой вопрос однажды задали директору Новосибирской картинной гале­ реи Марии Ивановне Канальской. — Каждый хранитель фондов должен быть искусствоведом, но не каждый искус­ ствовед может работать хранителем,— от­ ветила Мария Ивановна— Здесь необходи­ мо врожденное чувство бережливости, очень внимательное отношение к музейным ценностям — к каждой вещи. Естественно, нужна любовь к произведениям искусства. Я бы добавила еще строгость и силу воли, умение отстоять свою точку зрения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2