Сибирские огни № 05 - 1979
сит главное дело их жизни— долговечность произведений искусства. В Эрмитаже сначала действовала «амо- совская» система отопления, названная так по имени ее изобретателя. Шестьдесят промоздких печей из подвалов Зимнего дворца передавали свой жар в анфилады залов по каналам, проложенным в стенах. В помещения проникали пыль и копоть, за грязняли полотна и скульптуры великих мастеров. Во дворах, на площади, на бар жах, стоявших на Неве, громоздились шта беля дров. Потом отопительну.о систему несколько раз переделывали. И все равно равномерно прогревать гигантский музей, регулировать тепло и влажность не удава лось. Добиться такого постоянства можно толь ко с помощью кондиционеров. Они автома тически подогревают или охлаждают воз дух, сушат его или увлажняют. Создание таких установок — дело не новое. Но ведь речь идет об уникальном музейном комп лексе, в состав которого входят Зимний дворец, Старый, Малый и Новый Эрмитаж. Все эти здания — ценнейшие памятники ар хитектуры. Большинство их интерьеров не прикосновенны. Нельзя нарушать их роспись, лепку, общую гармонию простран ства. Нечего и думать об устройстве шахт, о размещении обычной крупногабаритной аппаратуры. Сложность еще и в том, что оборудование и схема его расстановки, пригодные для одного зала, могут оказать ся неприемлемыми для другого. А в Эрми таже около пятисот экспозиционных залов да еще множество служебных помещений. И все же проектировщики, конструкто ры, заводские инженеры решили эти труд ные задачи. Они специально для музея- гиганта разработали, изготовили, смонти ровали и пустили «фабрику искусственного климата». Дважды каждый час она пропус кает через фильтры, теплообменники, по догреватели, холодильные машины, насосы, вентиляторы, десятки километров труб весь воздух Эрмитажа. А его объем приближа ется к миллиону кубометров. В каждом хра нилище установлен особый режим, чтобы поддерживать эталонные температуру и влажность. Весь климат и его зоны автома тически управляются с центрального дис петчерского пульта. Кроме того, для от дельных экспонатов, нуждающихся в осо бом внимании, создан автономный режим. Под стеклянными колпаками, где покоятся египетские мумии и папирусы, установле ны компактные влагостаты, созданные в Институте полупроводников Академии на ук СССР. Эти приборы могут работать не сколько лет без обслуживающего персона ла и постоянно поддерживать заданное состояние воздушной среды. Эти проблемы проще решать при строи тельстве новых зданий. В их проекты сразу можно закладывать автоматические систе мы кондиционирования и отопления. Но большинство советских музеев расположе но в старых зданиях, а многие — в исто рических, охраняемых государством. К ним относится и Михайловский дворец, где со средоточены. основные богатства Русского ■ музея. Здесь кондиционеры еще не уста новлены. Ждать, когда это будет сделано, нельзя. Приходится искать другие решения. После случая с левитановским полотном «Золотой плес», после экспериментов, про веденных в Москве и Ленинграде, храни тели коллекций Русского музея решили упаковать все картины, кроме самых боль ших, в специальные конверты. Лицевую их сторону закрыли стеклом, а тыльную — картоном, дерматином или коленкором. Это и есть конверт, который предохраня ет живопись и от пыли, и от резких скач ков температуры и влажности воздуха, и от других вредных влияний. Картина живет в своем микроклимате и гораздо дольше сохраняет молодость. Для операции «Конверт» потребовалось огромное количество материалов. Только стекла ушло около полутора тысяч квад ратных метров. Причем, стекло было нужно не оконное, а особо прозрачное, которое в нашей стране делают только эстонские рабочие. Правда, и оно не лишено недостатков. Даже у лучшего стекла есть небольшой зе леноватый или голубоватый оттенок, ис кажающий авторскую гамму красок. Иной раз трудно найти точку, чтобы рассмот реть застекленную картину: мешают бли ки, отражаются люди и окружающие пред меты. Конечно, все это зрителям непри ятно. Однажды в музее недовольно ворчал какой-то солидный дядя: — Безобразие! Я пришел сюда не для того, чтобы любоваться вместо картины своим отражением. Для этого у меня дома зеркало есть... Он по-своему прав, этот сердитый граж данин. Поэтому ученые стремятся найти рецепты небликующего стекла с избира тельной пропускной способностью по от ношению- к дневному и искусственному свету. А пока приходится мириться с неко торыми искажениями и неудобствами. Хра нители многих сокровищниц искусства взя ли на вооружение опыт коллег из Русского музея и тоже упаковали живописные холсты в конверты. Евгений Константинович Кроплау, кото рый в свое время руководил операцией «Конверт», и тогда, и, в особенности, по том, на новом месте работы — во Всесоюз ной лаборатории,— понимал: это далеко не идеал. Дело не только в недостатках стекла. Конверт все же не герметичен, а потому не совсем надежен. В него как-то ухитряется проникать пыль. Картины взаимодействуют с вредными газами воздуха. Беды, которы ми грозит это взаимодействие, не устра няются полностью, а только уменьшается их «доза». Нужно продолжать поиски. В числе прГочих, ждет своего решения и проблема освещения экспонатов. Свет одновременно и враг, и друг жи вописи. В темноте покровные лаковые плен ки и масло, на котором стерты краски, сильно желтеют. От этого темнеет и вся картина. То же самое происходит с олифой, покрывающей темперную живопись. Чер неют все краски, содержащие свинец, а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2