Сибирские огни № 05 - 1979
рое не может игнорировать опасности, на висшей над Парфеноном, Эрехтейоном и его кариатидами, Пропилеями и храмом Ники Аптерос... Я сейчас торжественно взы ваю к совести каждого ради спасения Ак рополя». Работы уже начались. По предваритель ным подсчетам, они потребуют 15 миллио нов долларов и займут пять-десять лет. Такова плата человечества за бесплано вое развитие индустрии. Но не все беды музеев связаны с ним. У произведений ис кусства есть враг, такой же древний, как мир. Это обыкновенная пыль. Каждый день, каждый час на музейные экспонаты осаж даются мириады пылинок, крохотных ча стиц копоти. Вот, например, гипсовый бюст вельможи екатерининских времен в парике и пышном камзоле с кружевным воротни ком. Если бы этот надменный царедворец мог увидеть себя, то пришел бы в ужас: ведь он совершенно грязен! Конечно, пыль аккуратно смахивают неж ными кисточками, марлевыми тампонами, фланелевыми и бархатными рукавичками, пуховыми подушечками. Делают это Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Занятие, утомительное для людей и губительное для экспонатов. Поверхность скульптур постепенно полируется, становит ся гладкой. А ведь часто ваятели созна тельно делают ее шероховатой. Часть пы линок не стирается, а втирается в поры гипса. В результате скульптура темнеет. Это опять-таки искажает образ, задуман ный автором. Он же далеко не случайно выбрал материал определенной фактуры и цвета. Даже самая осторожная протирка за многие десятилетия способна повредить не только гипсу, но и гораздо более твер дым материалам. От этого тускнеет керами ка, появляются царапинки на металле... Пыль разрушительна. Лик гигантского Сфинкса изуродовали не столько артил лерийские снаряды захватчиков, сколько тысячелетние ветры Сахары. Пыль способна проникать в самые узкие щели и отверстия. А на поверхность картин она садится слоя ми, прилипает к лаку, засоряет его трещи ны, вызывает химические реакции в кра сочном слое, заражает экспонаты спорами плесневых грибков и бактериями. Жи вопись делается однотонной, блеклой, наше представление о полотнах искажается. За пыленное железо ржавеет гораздо быст рее, чем чистое, потому что твердые части цы, летающие в воздухе и «бомбардирую щие» старинное оружие, рыцарские доспехи, изделия древних мастеров, несут на себе капельки влаги и кислот. Как же бороться, с этой бедой? Храните ли музейных коллекций перепробовали множество способов и добились немалых успехов. У каждого музея, кроме экспозиции, есть запасники. В залах Эрмитажа находит ся лишь десятая часть его сокровищ. Ос тальные появляются на временных и передвижных выставках, помогают искусст воведам, историкам, писателям, препода вателям, студентам глубже разобраться в интересующей их проблеме. Здесь могут подобрать художнику или режиссеру об разец бального платья Наташи Ростовой, веера Анны Карениной, могут показать знамена, которые реяли над русскими пол ками в Полтавской битве или на Бородин ском поле. А выставить все просто не возможно да и не нужно. Точно так же обстоит дело и во всех других хранили щах. Однажды мне понадобилось посмотреть несколько скульптур, которые находятся в фондах Русского музея, Я попросил об' этом тогдашнего глазного хранителя Ев гения Константиновича Кроллау. И вот мы вдвоем отправились по лестницам, пере- ходам и коридорам. Вошли в большую ком нату, сплошь заставленную статуями, бюс тами, рельефами, статуэтками. В помещении было темновато. Приглядевшись, я с удив лением заметил, что все фигуры одеты в какие-то прозрачные балахоны. Да это полиэтиленовые мешки! — Зачем вы их так принарядили? — спросил я.— Может быть, готовитесь к маскараду или к прогулке по Невскому под дождем? — Просто защищаем скульптуры от пы ли,— не принимая шутки, ответил серьезно главный хранитель.— Раньше пользовались / чехлами из холста или бумаги, но они не удобны. Чтобы увидеть скульптуры, прихо дилось их каждый раз разворачивать. Кроме потери времени, эта процедура пло ха еще и тем, что поверхность экспонатов все равно полируется. А полиэтилен с на шей точки зрения обладает многими до стоинствами. | — Какими же, кроме прозрачности и гладкости? — Он легок, не впитывает влаги, не съе добен для микробов. Проблема хранения скульптуры в запас никах, таким образом, отчасти разрешилась. Но статуи в залах музеев не закутаешь в полиэтилен. Тут нужно что-то другое. Над этой и многими другими проблемами по стоянно раздумывает Евгений Константи нович Кроллау вместе со своими товари щами. Он теперь заведует отделом мето дов хранения Всесоюзной центральной на учно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных цен ностей. Несколько лет назад хранители получили от химиков новое и очень удачное средст во борьбы с пылью. Это синтетический ма териал перхлорвинил. Его волокна настоль ко тонки, что по диаметру сравнимы с длиной световой волны. Расположенные определенным образом, эти волокна не только загораживают путь пылинкам, но и ловят их электрическими зарядами, кото рые сами рождают. Получилась как бы электростатическая машина, работающая без всяких источников питания. Перхлор- , виниловый фильтр по заказу Всесоюзной лаборатории создан под руководством Ге роя Социалистического Труда академика Игоря Васильевича Петрянова-Соколова. Новую защиту от пыли испытали в Моск ве, в залах Оружейной палаты и Музея изо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2