Сибирские огни № 05 - 1979

рое не может игнорировать опасности, на­ висшей над Парфеноном, Эрехтейоном и его кариатидами, Пропилеями и храмом Ники Аптерос... Я сейчас торжественно взы­ ваю к совести каждого ради спасения Ак­ рополя». Работы уже начались. По предваритель­ ным подсчетам, они потребуют 15 миллио­ нов долларов и займут пять-десять лет. Такова плата человечества за бесплано­ вое развитие индустрии. Но не все беды музеев связаны с ним. У произведений ис­ кусства есть враг, такой же древний, как мир. Это обыкновенная пыль. Каждый день, каждый час на музейные экспонаты осаж­ даются мириады пылинок, крохотных ча­ стиц копоти. Вот, например, гипсовый бюст вельможи екатерининских времен в парике и пышном камзоле с кружевным воротни­ ком. Если бы этот надменный царедворец мог увидеть себя, то пришел бы в ужас: ведь он совершенно грязен! Конечно, пыль аккуратно смахивают неж­ ными кисточками, марлевыми тампонами, фланелевыми и бархатными рукавичками, пуховыми подушечками. Делают это Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Занятие, утомительное для людей и губительное для экспонатов. Поверхность скульптур постепенно полируется, становит­ ся гладкой. А ведь часто ваятели созна­ тельно делают ее шероховатой. Часть пы­ линок не стирается, а втирается в поры гипса. В результате скульптура темнеет. Это опять-таки искажает образ, задуман­ ный автором. Он же далеко не случайно выбрал материал определенной фактуры и цвета. Даже самая осторожная протирка за многие десятилетия способна повредить не только гипсу, но и гораздо более твер­ дым материалам. От этого тускнеет керами­ ка, появляются царапинки на металле... Пыль разрушительна. Лик гигантского Сфинкса изуродовали не столько артил­ лерийские снаряды захватчиков, сколько тысячелетние ветры Сахары. Пыль способна проникать в самые узкие щели и отверстия. А на поверхность картин она садится слоя­ ми, прилипает к лаку, засоряет его трещи­ ны, вызывает химические реакции в кра­ сочном слое, заражает экспонаты спорами плесневых грибков и бактериями. Жи­ вопись делается однотонной, блеклой, наше представление о полотнах искажается. За­ пыленное железо ржавеет гораздо быст­ рее, чем чистое, потому что твердые части­ цы, летающие в воздухе и «бомбардирую­ щие» старинное оружие, рыцарские доспехи, изделия древних мастеров, несут на себе капельки влаги и кислот. Как же бороться, с этой бедой? Храните­ ли музейных коллекций перепробовали множество способов и добились немалых успехов. У каждого музея, кроме экспозиции, есть запасники. В залах Эрмитажа находит­ ся лишь десятая часть его сокровищ. Ос­ тальные появляются на временных и передвижных выставках, помогают искусст­ воведам, историкам, писателям, препода­ вателям, студентам глубже разобраться в интересующей их проблеме. Здесь могут подобрать художнику или режиссеру об­ разец бального платья Наташи Ростовой, веера Анны Карениной, могут показать знамена, которые реяли над русскими пол­ ками в Полтавской битве или на Бородин­ ском поле. А выставить все просто не­ возможно да и не нужно. Точно так же обстоит дело и во всех других хранили­ щах. Однажды мне понадобилось посмотреть несколько скульптур, которые находятся в фондах Русского музея, Я попросил об' этом тогдашнего глазного хранителя Ев­ гения Константиновича Кроллау. И вот мы вдвоем отправились по лестницам, пере- ходам и коридорам. Вошли в большую ком­ нату, сплошь заставленную статуями, бюс­ тами, рельефами, статуэтками. В помещении было темновато. Приглядевшись, я с удив­ лением заметил, что все фигуры одеты в какие-то прозрачные балахоны. Да это полиэтиленовые мешки! — Зачем вы их так принарядили? — спросил я.— Может быть, готовитесь к маскараду или к прогулке по Невскому под дождем? — Просто защищаем скульптуры от пы­ ли,— не принимая шутки, ответил серьезно главный хранитель.— Раньше пользовались / чехлами из холста или бумаги, но они не­ удобны. Чтобы увидеть скульптуры, прихо­ дилось их каждый раз разворачивать. Кроме потери времени, эта процедура пло­ ха еще и тем, что поверхность экспонатов все равно полируется. А полиэтилен с на­ шей точки зрения обладает многими до­ стоинствами. | — Какими же, кроме прозрачности и гладкости? — Он легок, не впитывает влаги, не съе­ добен для микробов. Проблема хранения скульптуры в запас­ никах, таким образом, отчасти разрешилась. Но статуи в залах музеев не закутаешь в полиэтилен. Тут нужно что-то другое. Над этой и многими другими проблемами по­ стоянно раздумывает Евгений Константи­ нович Кроллау вместе со своими товари­ щами. Он теперь заведует отделом мето­ дов хранения Всесоюзной центральной на­ учно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных цен­ ностей. Несколько лет назад хранители получили от химиков новое и очень удачное средст­ во борьбы с пылью. Это синтетический ма­ териал перхлорвинил. Его волокна настоль­ ко тонки, что по диаметру сравнимы с длиной световой волны. Расположенные определенным образом, эти волокна не только загораживают путь пылинкам, но и ловят их электрическими зарядами, кото­ рые сами рождают. Получилась как бы электростатическая машина, работающая без всяких источников питания. Перхлор- , виниловый фильтр по заказу Всесоюзной лаборатории создан под руководством Ге­ роя Социалистического Труда академика Игоря Васильевича Петрянова-Соколова. Новую защиту от пыли испытали в Моск­ ве, в залах Оружейной палаты и Музея изо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2