Сибирские огни № 05 - 1979
довали кристаллическую структуру веще ства и объявили диагноз: — У вас эпидемия «оловянной чумы». Экспонаты нужно срочно лечить. Эта странная болезнь уже не раз подво дила людей, которые не знали о ее сущест вовании. Еще в прошлом веке морозной зимой в Москву привезли большую партию олова, закупленного за границей. Когда тяжелые болванки стали сбрасывать с са ней на землю, они, к удивлению всех, на ходившихся рядом, рассыпались в поро шок. А для участников экспедиции англий ского полярного исследователя Роберта Скотта загадочное поведение олова обер нулось трагедией. В начале 1912 года капи тан Скотт и его товарищи достигли Южно го полюса, увидели, что до них там уже побывал норвежец Амундсен, и, разочаро ванные тем, что оказались вторыми, отпра вились в обратный путь. Добрались до бли жайшего склада, где оставили часть снаря жения и жестяные банки с керосином. Надеялись согреться у огня, поесть горя чей пищи. Однако банки стояли пустыми. Не отдохнувшие, окоченевшие от лютого антарктического холода путешественники, напрягая последние силы, пошли к следую щему складу. Там их ожидало то же самое, весь керосин вытек... Участники экспеди ции не смогли вынести полярной стужи и погибли. Тщательно продуманный поход обрекло на неудачу олово, которым были запаяны жестянки: капризный металл рас крошился, в банках образовались крохот ные отверстия. Это загадочное явление смогли ооъяс- нить лишь с развитием науки. Оказалось, что при температурах ниже тридцати гра дусов мороза по Цельсию кристаллическая решетка белого олова перестраивается, образуется нестойкое серое олово — уже не металл, а полупроводник. При неболь шом холоде этот процесс может тянуться десятилетиями, но в тридцатиградусные морозы становится бурным. Остановить его просто: достаточно .прокипятить «больной» предмет. Однако если на него попадет микроскопическая частица серого олова, то «чума» возобновится с новой силой. Ученые нашли противоядие от этого не дуга: небольшие добавки висмута служат олову надежным иммунитетом — оно уже не боится самых сильных морозов. Так те- перь и делают сплавы для пайки современ ной аппаратуры, полуды проводов и раз личных деталей. Они вполне надежны и в Арктике, и в Антарктиде, и в Сибири. Но не станешь же для этого переплавлять блюда, чаши, кубки и другие произведения искусства! Экспонаты Монплезира проки пятили, остановили инфекцию, а потом ста ринную петровскую посуду реставрирова ли. Она снова в экспозиции. «Оловянная чума» — не единственная за разная болезнь, от которой страдают памятники истории и культуры. Для них очень опасны плесневые грибки и другие микроорганизмы. Эти невидимые или еле различимые простым глазом враги музей ных коллекций превосходно чувствуют- се бя, поселившись на картинах, рисунках, гра- 12 Сибирские огни № 5 вюрах. Пищи здесь им предостаточно: клей, масло, холст, бумага, дерево, некото рые краски... В результате произведения искусства могут полностью разрушиться, если нет за ними заботливого ухода. До последнего времени ни в Советском Сою^е, ни за рубежом не занимались глу боко изучением вопроса, как влияют на творения мастеров культуры бактерии и вирусы. Теперь установлено, что мрамор ные скульптуры и архитектурные украше ния Дворца дожей в Венеции «атакованы» микробами, которые поглощают промыш ленные газы и постепенно разрушают ка мень. Бактерии «напали» и на историче ские памятники Болоньи, Милана, Рима. Исследования, проведенные с электронным микроскопом над одним из величайших созданий Леонардо да Винчи — фреской «Тайная вечеря»,— показали, что она пора жена комплексной микрофлорой. Сейчас фреску «лечат» антибиотиками. И в нашей стране в реставрационные материалы, осо бенно в клей, в послевоенные годы стали вводить антисептики, разработаны музей ные методы дезинфекции. Но у экспонатов художественных музеев врагов много. В их числе — промышленные газы, дым и копоть, которыми загрязнен воздух городов. При сгорании топлива образуется серни стый газ. Он разрушает бумагу, обесцвечи вает некоторые краски, а соединяясь с вог дой, образует серную кислоту, способную, как известно, разъесть, что угодно. Серо водород поражает экспонаты из меди, свинца, серебра: они темнеют. Под дейст вием этого газа свинцовые белила стано вятся красно-коричневыми. Аммиак и его соединения вредят картону, затемняют по кровный лак на картинах. Ничуть не лучше хлор, пары серной кислоты и другие про мышленные выбросы. А они достигают огромного количества, особенно в капита листическом мире, где властвуют монопо лии, не желающие тратиться на очистку воздушного бассейна больших городов. Лондонская газета «Таймс» подсчитала, что ежегодно в атмосферу Англии вылета ет девять миллионов тонн серной кислоты. Это страшная опасность не только для здо ровья людей, но и для экспонатов извест ного' всему миру Британского музея, На циональной картинной галереи и других сокровищниц искусства. Общественность Греции озабочена судь бой прекрасного памятника античного зод чества— афинского Акрополя. Его стены, остатки скульптур стали разъедать химика ты, которыми насыщена атмосфера древне го города. Специалисты утверждают, что Акрополь за последние двадцать пять лет пострадал больше, чем за двадцать пять веков своей истории. В 1977 году после консультаций с грече ским правительством Генеральный дирек тор Юнеско Амаду-Махтар М’Боу обратил- ся с призывом организовать широкую меж дународную кампанию по спасению исто рических памятников Акрополя. Он заявил: «По своим масштабам эта задача требует усилий международного сообщества, кото
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2