Сибирские огни № 05 - 1979

довали кристаллическую структуру веще­ ства и объявили диагноз: — У вас эпидемия «оловянной чумы». Экспонаты нужно срочно лечить. Эта странная болезнь уже не раз подво­ дила людей, которые не знали о ее сущест­ вовании. Еще в прошлом веке морозной зимой в Москву привезли большую партию олова, закупленного за границей. Когда тяжелые болванки стали сбрасывать с са­ ней на землю, они, к удивлению всех, на­ ходившихся рядом, рассыпались в поро­ шок. А для участников экспедиции англий­ ского полярного исследователя Роберта Скотта загадочное поведение олова обер­ нулось трагедией. В начале 1912 года капи­ тан Скотт и его товарищи достигли Южно­ го полюса, увидели, что до них там уже побывал норвежец Амундсен, и, разочаро­ ванные тем, что оказались вторыми, отпра­ вились в обратный путь. Добрались до бли­ жайшего склада, где оставили часть снаря­ жения и жестяные банки с керосином. Надеялись согреться у огня, поесть горя­ чей пищи. Однако банки стояли пустыми. Не отдохнувшие, окоченевшие от лютого антарктического холода путешественники, напрягая последние силы, пошли к следую­ щему складу. Там их ожидало то же самое, весь керосин вытек... Участники экспеди­ ции не смогли вынести полярной стужи и погибли. Тщательно продуманный поход обрекло на неудачу олово, которым были запаяны жестянки: капризный металл рас­ крошился, в банках образовались крохот­ ные отверстия. Это загадочное явление смогли ооъяс- нить лишь с развитием науки. Оказалось, что при температурах ниже тридцати гра­ дусов мороза по Цельсию кристаллическая решетка белого олова перестраивается, образуется нестойкое серое олово — уже не металл, а полупроводник. При неболь­ шом холоде этот процесс может тянуться десятилетиями, но в тридцатиградусные морозы становится бурным. Остановить его просто: достаточно .прокипятить «больной» предмет. Однако если на него попадет микроскопическая частица серого олова, то «чума» возобновится с новой силой. Ученые нашли противоядие от этого не­ дуга: небольшие добавки висмута служат олову надежным иммунитетом — оно уже не боится самых сильных морозов. Так те- перь и делают сплавы для пайки современ­ ной аппаратуры, полуды проводов и раз­ личных деталей. Они вполне надежны и в Арктике, и в Антарктиде, и в Сибири. Но не станешь же для этого переплавлять блюда, чаши, кубки и другие произведения искусства! Экспонаты Монплезира проки­ пятили, остановили инфекцию, а потом ста­ ринную петровскую посуду реставрирова­ ли. Она снова в экспозиции. «Оловянная чума» — не единственная за­ разная болезнь, от которой страдают памятники истории и культуры. Для них очень опасны плесневые грибки и другие микроорганизмы. Эти невидимые или еле различимые простым глазом враги музей­ ных коллекций превосходно чувствуют- се­ бя, поселившись на картинах, рисунках, гра- 12 Сибирские огни № 5 вюрах. Пищи здесь им предостаточно: клей, масло, холст, бумага, дерево, некото­ рые краски... В результате произведения искусства могут полностью разрушиться, если нет за ними заботливого ухода. До последнего времени ни в Советском Сою^е, ни за рубежом не занимались глу­ боко изучением вопроса, как влияют на творения мастеров культуры бактерии и вирусы. Теперь установлено, что мрамор­ ные скульптуры и архитектурные украше­ ния Дворца дожей в Венеции «атакованы» микробами, которые поглощают промыш­ ленные газы и постепенно разрушают ка­ мень. Бактерии «напали» и на историче­ ские памятники Болоньи, Милана, Рима. Исследования, проведенные с электронным микроскопом над одним из величайших созданий Леонардо да Винчи — фреской «Тайная вечеря»,— показали, что она пора­ жена комплексной микрофлорой. Сейчас фреску «лечат» антибиотиками. И в нашей стране в реставрационные материалы, осо­ бенно в клей, в послевоенные годы стали вводить антисептики, разработаны музей­ ные методы дезинфекции. Но у экспонатов художественных музеев врагов много. В их числе — промышленные газы, дым и копоть, которыми загрязнен воздух городов. При сгорании топлива образуется серни­ стый газ. Он разрушает бумагу, обесцвечи­ вает некоторые краски, а соединяясь с вог дой, образует серную кислоту, способную, как известно, разъесть, что угодно. Серо­ водород поражает экспонаты из меди, свинца, серебра: они темнеют. Под дейст­ вием этого газа свинцовые белила стано­ вятся красно-коричневыми. Аммиак и его соединения вредят картону, затемняют по­ кровный лак на картинах. Ничуть не лучше хлор, пары серной кислоты и другие про­ мышленные выбросы. А они достигают огромного количества, особенно в капита­ листическом мире, где властвуют монопо­ лии, не желающие тратиться на очистку воздушного бассейна больших городов. Лондонская газета «Таймс» подсчитала, что ежегодно в атмосферу Англии вылета­ ет девять миллионов тонн серной кислоты. Это страшная опасность не только для здо­ ровья людей, но и для экспонатов извест­ ного' всему миру Британского музея, На­ циональной картинной галереи и других сокровищниц искусства. Общественность Греции озабочена судь­ бой прекрасного памятника античного зод­ чества— афинского Акрополя. Его стены, остатки скульптур стали разъедать химика­ ты, которыми насыщена атмосфера древне­ го города. Специалисты утверждают, что Акрополь за последние двадцать пять лет пострадал больше, чем за двадцать пять веков своей истории. В 1977 году после консультаций с грече­ ским правительством Генеральный дирек­ тор Юнеско Амаду-Махтар М’Боу обратил- ся с призывом организовать широкую меж­ дународную кампанию по спасению исто­ рических памятников Акрополя. Он заявил: «По своим масштабам эта задача требует усилий международного сообщества, кото

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2