Сибирские огни № 05 - 1979
Эти и многие другие фальшивки попали к собирателям, а потом с национализирован ными коллекциями оказались в советских музеях. Не просто отличить их от настоя щих Левитанов и голландцев, но вполне возможно. Тем более можно оградить фон ды сокровищниц отечественного и мирово го искусства от проникновения в них новых подделок. Приобретению экспонатов, ре шению закупочной комиссии предшеству ет тщательная экспертиза. Как бы ни ухищ рялся мошенник, современные методы ис следования выведут его на чистую воду. В 1976 году сотрудники Центральных на учно-реставрационных мастерских исследо вали два экспоната Русского музея: порт реты соратника Петра Первого, видного дипломата Григория Долгорукого и его жены. Они были датированы 1721 годом. Миниатюрные холсты, действительно, напи саны в традициях восемнадцатого века. Об этом говорят технические приемы автора, характер освещения фигур, композицион ные особенности. Естественно, за два с половиной столетия красочный слой по трескался. Но анализ кракелюра при 56- кратном увеличении дал совершенно не ожиданные результаты: трещинки имели чет кие, округлые концы и начала, напоминали бездумные каракули на бумаге, обрывались внезапно. Значит, они искусственные — иначе постепенно сходили бы на нет. Фаль сификатор, написав портреты, процарапал свежую краску, чтобы состарить свою рабо ту. Продолжая изучение холстов с помощью бинокулярного микроскопа, исследовате ли пришли к выводу, что портреты напи саны на рубеже девятнадцатого и двадца того веков. Это подделка довольно высо кого класса, но, к сожалению, не памятник петровской эпохи. Несколько раньше в Центральную науч но-исследовательскую лабораторию по кон сервации и реставрации поступила карти на, изображающая спящую молодую жен щину. Владельцы полотна считали, что его создал Карл Брюллов. Они ссылались на надпись на оборотной стороне холста: «К. П. Брюллова, (1828 г.)». Однако исследовате лей насторожило, что слева и снизу от этой надписи холст густо залит черной краской. Не скрывает ли она часть текста? Так и ока залось. При помощи электронно-оптиче ского преобразователя инфракрасных лучей удалось прочесть, а потом и сфотографи ровать двухстрочную надпись: «С картины К. П. Брюллова, (1828 г.) писал В. И. Ду- митрашко. 1913 г.». Разница существенная! Хотя и эта поздняя копия не потеряла оп ределенной ценности — ведь оригинал, созданный знаменитым живописцем, ис чез. Однажды в Центральные научно-рестав рационные мастерские обратился за кон сультацией периферийный музей. Ему пред ложили купить пейзаж Куинджи. Подпись художника четко читалась на картине, по начертанию букв выглядела подлинной. Но что-то в этой работе насторожило ра ботников музея. Они не могли безогово рочно признать авторство талантливого пейзажиста. В лаборатории использовали ультрафиолетовое излучение, сделали макрофотографию. И убедились, что под пись нанесена поверх старого лака и рес таврационных записей. Значит, она под дельная. Естественно, музей не стал поку пать эту картину. Такими методами исследования в совер шенстве владеют и зарубежные специали сты. Однако на Западе далеко не все заин тересованы в разоблачении фальшивок. Сразу после смерти Меегерена владелец двух написанных им «Вермееров» миллио нер ван Бойнинген подал в суд на главного эксперта профессора Поля Кореманса и принялся доказывать что владеет подлин никами. Серьезных аргументов у него не было, но судебное разбирательство тяну лось несколько лет и до сих поо не закон чено. Кроме того, вышла книга, автор кото рой на радость Бойнингену поддержал его версию. А профессор Александр Перидж не смог издать своей книги о фальшивых рисунках, приписываемых Микельанджело. Западно- германские издатели расторгли с ним дого вор. Ведь выводы специалиста не угодны богатым коллекционерам. Не понравились они и некоторым директорам музеев. Они запретили Периджу посещать экспозиции рисунков великого флорентийца. Все это вместе с успехом Стайна, Хори и других уголовников говорит ясно: капиталистам нужны фальшивки и фальсификаторы. А пока есть спрос, будет и предложение. Чем болеют шедевры В Петродворце возле самой кромки бе рега Финского залива стоит небольшое приземистое кирпичное здание с широко раскинутыми застекленными галереями. Это любимый загородный дом Петра Пер вого— Монплезир («Мое удовольствие»). Из петровских дворцов только здесь сохра нились до наших дней без больших изме нений внешний облик, внутренняя отделка и убранство. Это ценнейший памятник той далекой эпохи с подлинной обстановкой, личными вещами царя. Во дворце все было «настоящим», вплоть до кухонной утвари. Во время Великой Отечественной войны Монплезир сильно пострадал. В нем всего один большой зал и пять маленьких комнат с кухней, а возрождать дворец пришлось двенадцать лет. Наконец мебель, картины, посуда — все уцелевшие экспонаты музея вернулись на свои места. Их в самом нача ле войны вывезли в Ленинград и в Ново сибирск. Казалось, все раны, нанесенные оккупан тами «Приморскому дому» Петра, полно стью залечены. Но несколько лет назад хранителей встревожило состояние оловян ных изделий. Одиннадцать блюд англий ской работы вдруг начали разрушаться: металл стал «тлеть», крошиться, появились маленькие дырочки... В Монплезире собрался консилиум ле нинградских и московских специалистов. Они провели рентгеновский анализ, иссле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2