Сибирские огни № 05 - 1979

! . Месть удалась. Творение Меегерена — правда, под чужим именем — заняло место в музее по соседству с полотнами Ремб­ рандта. Что еще нужно честолюбцу? Можно было признаться в обмане и вернуть гоно­ рар. Но художник попал во власть •денег. Одно преступление повлекло за собой вто­ рое, третье... Суд мягко обошелся с Меегереном: его приговорили за мошенничество с целью на­ живы к году тюремного заключения. Он отправился в камеру знаменитым и строил радужные планы на будущее, однако вско­ ре умер от инфаркта. Не случись этого, преступник наверняка вернул бы конфис­ кованное состояние своим умением подра­ жать старым мастерам. Пресыщенным меценатам доставляет особое удовольст­ вие показать гостям картину, написанную преступником. Наибольшим спросом поль­ зуются работы Дэвида Стайна и де Хори. Англичанин Стайн довольно успешно подвизался на почве фальсификации, на­ плодил несколько сотен подделок. Их ку­ пили многие музеи, коллекционеры и аук­ ционисты. Надо отдать должное мошенни­ ку: свое дело он знает в совершенстве. Однажды Стайн показал известному ху­ дожнику Марку Шагалу свои работы, вы­ полненные в его манере. — Дьявольщина! — только и сказал ста­ рый мастер, пораженный сходством. Однако настоящая известность пришла к Дэвиду Стайну лишь после того, как он отсидел в тюрьме. Буржуазная пресса, лю­ бительница сенсаций, вынесла имя талант­ ливого обманщика на первые страницы га­ зет. Тут и посыпались заказы. Толстосумы не жалеют денег на холсты, которые Стайн пишет в манере Гогена, Матисса, Модилья­ ни или Пикассо. Ему даже заказали серию портретов королевской семьи! Преуспеваю­ щий подражатель с преступным прошлым ьхож в лондонский клуб миллионеров «Ам- бассадор». Такую же карьеру совершил американец Эльмир де Хори. Когда-то за свои карти­ ны он не мог получить и десяти долларов. Перешел на изготовление картин импрес­ сионистов, заметно поправил дела, но уго­ дил в тюрьму. Впрочем, Хори утверждал, что он стремился к этому и сделал все, чтобы сесть на скамью подсудимых. Он понял: только побывав за решеткой, добьет­ ся славы и больших денег. Так и получи­ лось. Пока преступник находился в заклю­ чении, вышла в свет книга «Подделка». Ее главным героем был «человек без граж­ данства, один из величайших фальсифика­ торов мира» Эльмир де Хори. Книга по­ служила мошеннику отличной рекламой. Падкие на скандальную моду беспринцип­ ные и всеядные мещане с тугими кошель­ ками нашли себе забавное развлечение: за­ казать рисунок в стиле Модильяни, а за­ тем — тот же сюжет в стиле Гогена. Фальсификатор быстро стал вровень со своими заказчиками. Он богат, обедает в обществе аристократов, раздает автогра­ фы и интервью. Художник давно растерял свою оригинальность, у него каждый штрих, каждый мазок — чужой. Но его подпись теперь в цене. Известность, хотя и с душ­ ком, однако приносит настоящие деньги. А честные живописцы и рисовальщики десятилетиями не могут получить заслужен­ ного признания, бедствуют, перебиваются случайными заработками, стоят на улице и продают свои вещи прохожим за горсть мелких монет. Мужества хватает не всем. Отчаявшийся человек начинает эксплуати­ ровать свой талант под чужими именами. Обманывая других, он предает себя. Сколь­ ко таких трагедий происходит в капитали­ стическом мире! Если же совесть мертва, то мошенник может считать свой бизнес не хуже любого другого. И действительно — чем он хуже торговли оружием или спе­ куляции наркотиками? Лжеискусство приняло такие масштабы, что буржуазные газеты начали бить тре­ вогу: — Шайка фальсификаторов наводнила весь мир подделками! — Гигантская афера с фальшивыми ше­ деврами! — Семьдесят пять миллионов фальшивых шедевров циркулирует по Европе! Передовая интеллигенция на Западе оза­ бочена. Художники, хранители музейных коллекций, историки искусства предлагают различные меры борьбы с мошенничест­ вом. Их знания и опыт вместе с богатым арсеналом технических средств могут стать надежным барьером на пути подделок в государственные хранилища, в крупные га­ лереи, на солидные аукционы. Они дока­ зывают: сумели же в Советском Союзе справиться с этой бедой! Действительно, наши музеи основатель­ но расчищены от «лживописи». А в цар­ ской России тоже было немало фальсифи­ каторов. Свидетельствует автор «Записок старого книжника» Федор Григорьевич Ши­ лов. За семьдесят лет работы в букини­ стических и антикварных лавках он всякого насмотрелся. «Среди антикварных вещей, а больше всего в живописи, всегда было много под­ делок,— утверждал Шилов.— Некий Веч­ томов был специалистом подделывать кар­ тины «под голландцев», он наплодил буквально тысячи подделок, причем многие из них были превосходны, не хуже ориги­ налов; тем не менее, ни одной картины, подписанной именем Вечтомова, я не ви­ дел. Он скупал старые дубовые доски и писал на них своих «голландцев» и «фла­ мандцев». Под конец он покупал даже ста­ рые дубовые бочки, распиливал их на доски и на этих досках писал. А. И. Циммерман, очень хороший рестав­ ратор, специализировался на подделках миниатюр и делал их превосходно... Однажды я купил в складах художест­ венных предметов при петергофских двор­ цах партию гравюр и этюдов маслом, на­ писанных каким-то великим князем, кажет­ ся, Петром Николаевичем. Этюды были сделаны недурно, писаны в районе Мур­ манской железной дороги. Реставратор Солнцев все их у меня купил, довольно нагло заявив, что они будут у него «Леви­ таны»...».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2