Сибирские огни № 05 - 1979
! . Месть удалась. Творение Меегерена — правда, под чужим именем — заняло место в музее по соседству с полотнами Ремб рандта. Что еще нужно честолюбцу? Можно было признаться в обмане и вернуть гоно рар. Но художник попал во власть •денег. Одно преступление повлекло за собой вто рое, третье... Суд мягко обошелся с Меегереном: его приговорили за мошенничество с целью на живы к году тюремного заключения. Он отправился в камеру знаменитым и строил радужные планы на будущее, однако вско ре умер от инфаркта. Не случись этого, преступник наверняка вернул бы конфис кованное состояние своим умением подра жать старым мастерам. Пресыщенным меценатам доставляет особое удовольст вие показать гостям картину, написанную преступником. Наибольшим спросом поль зуются работы Дэвида Стайна и де Хори. Англичанин Стайн довольно успешно подвизался на почве фальсификации, на плодил несколько сотен подделок. Их ку пили многие музеи, коллекционеры и аук ционисты. Надо отдать должное мошенни ку: свое дело он знает в совершенстве. Однажды Стайн показал известному ху дожнику Марку Шагалу свои работы, вы полненные в его манере. — Дьявольщина! — только и сказал ста рый мастер, пораженный сходством. Однако настоящая известность пришла к Дэвиду Стайну лишь после того, как он отсидел в тюрьме. Буржуазная пресса, лю бительница сенсаций, вынесла имя талант ливого обманщика на первые страницы га зет. Тут и посыпались заказы. Толстосумы не жалеют денег на холсты, которые Стайн пишет в манере Гогена, Матисса, Модилья ни или Пикассо. Ему даже заказали серию портретов королевской семьи! Преуспеваю щий подражатель с преступным прошлым ьхож в лондонский клуб миллионеров «Ам- бассадор». Такую же карьеру совершил американец Эльмир де Хори. Когда-то за свои карти ны он не мог получить и десяти долларов. Перешел на изготовление картин импрес сионистов, заметно поправил дела, но уго дил в тюрьму. Впрочем, Хори утверждал, что он стремился к этому и сделал все, чтобы сесть на скамью подсудимых. Он понял: только побывав за решеткой, добьет ся славы и больших денег. Так и получи лось. Пока преступник находился в заклю чении, вышла в свет книга «Подделка». Ее главным героем был «человек без граж данства, один из величайших фальсифика торов мира» Эльмир де Хори. Книга по служила мошеннику отличной рекламой. Падкие на скандальную моду беспринцип ные и всеядные мещане с тугими кошель ками нашли себе забавное развлечение: за казать рисунок в стиле Модильяни, а за тем — тот же сюжет в стиле Гогена. Фальсификатор быстро стал вровень со своими заказчиками. Он богат, обедает в обществе аристократов, раздает автогра фы и интервью. Художник давно растерял свою оригинальность, у него каждый штрих, каждый мазок — чужой. Но его подпись теперь в цене. Известность, хотя и с душ ком, однако приносит настоящие деньги. А честные живописцы и рисовальщики десятилетиями не могут получить заслужен ного признания, бедствуют, перебиваются случайными заработками, стоят на улице и продают свои вещи прохожим за горсть мелких монет. Мужества хватает не всем. Отчаявшийся человек начинает эксплуати ровать свой талант под чужими именами. Обманывая других, он предает себя. Сколь ко таких трагедий происходит в капитали стическом мире! Если же совесть мертва, то мошенник может считать свой бизнес не хуже любого другого. И действительно — чем он хуже торговли оружием или спе куляции наркотиками? Лжеискусство приняло такие масштабы, что буржуазные газеты начали бить тре вогу: — Шайка фальсификаторов наводнила весь мир подделками! — Гигантская афера с фальшивыми ше деврами! — Семьдесят пять миллионов фальшивых шедевров циркулирует по Европе! Передовая интеллигенция на Западе оза бочена. Художники, хранители музейных коллекций, историки искусства предлагают различные меры борьбы с мошенничест вом. Их знания и опыт вместе с богатым арсеналом технических средств могут стать надежным барьером на пути подделок в государственные хранилища, в крупные га лереи, на солидные аукционы. Они дока зывают: сумели же в Советском Союзе справиться с этой бедой! Действительно, наши музеи основатель но расчищены от «лживописи». А в цар ской России тоже было немало фальсифи каторов. Свидетельствует автор «Записок старого книжника» Федор Григорьевич Ши лов. За семьдесят лет работы в букини стических и антикварных лавках он всякого насмотрелся. «Среди антикварных вещей, а больше всего в живописи, всегда было много под делок,— утверждал Шилов.— Некий Веч томов был специалистом подделывать кар тины «под голландцев», он наплодил буквально тысячи подделок, причем многие из них были превосходны, не хуже ориги налов; тем не менее, ни одной картины, подписанной именем Вечтомова, я не ви дел. Он скупал старые дубовые доски и писал на них своих «голландцев» и «фла мандцев». Под конец он покупал даже ста рые дубовые бочки, распиливал их на доски и на этих досках писал. А. И. Циммерман, очень хороший рестав ратор, специализировался на подделках миниатюр и делал их превосходно... Однажды я купил в складах художест венных предметов при петергофских двор цах партию гравюр и этюдов маслом, на писанных каким-то великим князем, кажет ся, Петром Николаевичем. Этюды были сделаны недурно, писаны в районе Мур манской железной дороги. Реставратор Солнцев все их у меня купил, довольно нагло заявив, что они будут у него «Леви таны»...».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2