Сибирские огни № 05 - 1979

В 1937 году авторитетному искусствове­ ду Абрахаму Бредиусу дали на экспертизу до тех пор неизвестную картину «Пили­ гримы в Эммаусе». Бредиус пришел от нее в восторг: — Это, безусловно, подлинник, настоя­ щий шедевр! Безукоризненная техника. Манера, свойственная только Вермееру... Реставратор, которому поручили расчис­ тить картину, подтвердил мнение ученого: — О подделке не может быть и речи. Холст, краски, подрамник — все подлин­ ное. Даже гвозди, которыми холст прибит к подрамнику, сделаны в семнадцатом веке. Ян Вермеер Дельфтский наряду с Ремб­ рандтом и Хальсом относится к величайшим живописцам Голландии. Прожил он недол­ го, стоял особняком от собратьев по ис­ кусству, большой известностью не пользо­ вался. Лишь в середине прошлого века открыли этого самобытного мастера, со­ вершенно не похожего на современников. О творчестве Вермеера советские искус­ ствоведы Михаил Либман и Григорий Ост­ ровский пишут: «Его картины овеяны особой поэтично­ стью и одухотворенностью; они насыщены изумительными переливами ясного днев­ ного света и прозрачных теней, чистых, звонких красок и музыкальной гармонии серебристых полутонов». До нашего времени дошло всего около сорока полотен Вермеера. Находка еще одной картины стала сенсацией мирового значения. О ней заговорили искусствоведы, критики, продавцы произведений искусства. Картина принадлежала известному гол­ ландскому художник/ Ган ван Меегерену. Ее тотчас же купил за весьма внушитель­ ную сумму — пятьсот пятьдесят тысяч гуль­ денов — миллионер ван Бойнинген. Роттер­ дамский музей отвел его приобретению почетное место на выставке. Оказалось, что в коллекции Меегерена на­ ходятся еще четыре полотна того же ав­ тора. Постепенно он их продал. Появление каждого шедевра сопровождалось боль­ шим ажиотажем даже во время Второй мировой войны. Представители разных му­ зеев уговаривали владельца заветных тво­ рений уступить картины именно им. Так Ган ван Меегерен сколотил состоя­ ние в пять с половиной миллионов гульде­ нов, купил роскошную усадьбу, квартиру в центре Амстердама и зажил припеваючи. В Голландии, оккупированной гитлеровца­ ми, он чувствовал себя превосходно. Но вот кончилась война. Кончилось и безмятежное существование разбогатевше­ го художника. В мае 1945 года его аресто­ вали. Вскоре он предстал перед судом. — Ган Антониус ван Меегерен, вы обви­ няетесь в предательстве интересов родины и в пособничестве немецким оккупантам... Выяснилось, что в 1943 году Меегерен продал полотно Вермеера Дельфтского «Христос и грешница», гордость голланд­ ского народа, в фашистскую Германию. Она стала собственностью Германа Герин­ га — военного преступника «номер два». Начался шумный, скандальный процесс. Подсудимому, несмотря на ухищрения знаменитых адвокатов, грозило суровое наказание. И тогда Меегерен решился на признание, которое прозвучало, как взрыв: — Я не предатель. Я мошенник Все кар­ тины Вермеера Дельфтского, купленные у меня,— подделки. Их написал я сам. Преодолев замешательство, виднейшие эксперты в один голос опровергли показа­ ния подсудимого: — Подлинность картин не вызывает сом­ нений. Меегерен выкручивается, пытается облегчить свою вину. — Дайте мне холст и краски,— упорст­ вовал художник,— дайте все необходимое для работы, и я докажу, что сейчас говорю правду. Меегерена перевели из тюрьмы в его мастерскую. Там, на глазах у полицейских, он принялся за дело. Когда картина была закончена, специалисты только развели ру­ ками: получился такой же «шедевр», как и все предыдущие. Казалось бы, получено неопровержимое доказательство. Но суду и экспертам его оказалось мало. — Мы убедились, что Меегерен может точно имитировать произведения Вермее­ ра,— рассуждали они.— Но считать на этом основании фальшивками купленные у него холсты нельзя. Здесь нужна полная уве­ ренность. Была создана авторитетная комиссия во главе с директором брюссельского Инсти­ тута художественного наследия профес­ сором Полем Коремансом — всемирно известным историком искусства, знатоком живописной техники старых мастеров. Ко­ миссия изучила полотно с помощью новей­ ших средств научного анализа. Только пос­ ле этого стало окончательно ясно: все картины исполнил художник середины двадцатого века. Их автор — Ган ван Мее­ герен. Не нищета толкнула Меегерена на под­ лог. Его портреты нравились заказчикам и любителям искусства. Но живописцу хоте- лос^гбольшего. Он мечтал о громкой славе, о том, чтобы его картины висели в музеях рядом с произведениями великих голланд­ цев — Рембрандта, Хальса, Вермеера. О д ­ нако музеи отказывали ему в такой чести. И тогда раздосадованный художник решил отомстить. Несколько лет потратил Меегерен, чтобы подготовиться к созданию «великой фаль­ шивки». Он во всех тонкостях изучил тех­ нику письма голландских художников сем­ надцатого века, вжился в манеру и биогра­ фию Вермеера Дельфтского — самого оригинального и еще плохо изученного мастера. Меегерен за огромные деньги раздобыл краски, давно вышедшие из упо­ требления, подлинный холст со старыми гвоздями и подрамником. Предусмотрев, каждую мелочь, после долгих тренировок фальсификатор Написал свой «шедевр». Но его еще нужно было состарить. Картина, отправляется в печь и сохнет при темпера­ туре до ста двадцати градусов. Потом она накатывается на вал. Трещины получились совсем, как настоящие...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2