Сибирские огни № 05 - 1979
В 1937 году авторитетному искусствове ду Абрахаму Бредиусу дали на экспертизу до тех пор неизвестную картину «Пили гримы в Эммаусе». Бредиус пришел от нее в восторг: — Это, безусловно, подлинник, настоя щий шедевр! Безукоризненная техника. Манера, свойственная только Вермееру... Реставратор, которому поручили расчис тить картину, подтвердил мнение ученого: — О подделке не может быть и речи. Холст, краски, подрамник — все подлин ное. Даже гвозди, которыми холст прибит к подрамнику, сделаны в семнадцатом веке. Ян Вермеер Дельфтский наряду с Ремб рандтом и Хальсом относится к величайшим живописцам Голландии. Прожил он недол го, стоял особняком от собратьев по ис кусству, большой известностью не пользо вался. Лишь в середине прошлого века открыли этого самобытного мастера, со вершенно не похожего на современников. О творчестве Вермеера советские искус ствоведы Михаил Либман и Григорий Ост ровский пишут: «Его картины овеяны особой поэтично стью и одухотворенностью; они насыщены изумительными переливами ясного днев ного света и прозрачных теней, чистых, звонких красок и музыкальной гармонии серебристых полутонов». До нашего времени дошло всего около сорока полотен Вермеера. Находка еще одной картины стала сенсацией мирового значения. О ней заговорили искусствоведы, критики, продавцы произведений искусства. Картина принадлежала известному гол ландскому художник/ Ган ван Меегерену. Ее тотчас же купил за весьма внушитель ную сумму — пятьсот пятьдесят тысяч гуль денов — миллионер ван Бойнинген. Роттер дамский музей отвел его приобретению почетное место на выставке. Оказалось, что в коллекции Меегерена на ходятся еще четыре полотна того же ав тора. Постепенно он их продал. Появление каждого шедевра сопровождалось боль шим ажиотажем даже во время Второй мировой войны. Представители разных му зеев уговаривали владельца заветных тво рений уступить картины именно им. Так Ган ван Меегерен сколотил состоя ние в пять с половиной миллионов гульде нов, купил роскошную усадьбу, квартиру в центре Амстердама и зажил припеваючи. В Голландии, оккупированной гитлеровца ми, он чувствовал себя превосходно. Но вот кончилась война. Кончилось и безмятежное существование разбогатевше го художника. В мае 1945 года его аресто вали. Вскоре он предстал перед судом. — Ган Антониус ван Меегерен, вы обви няетесь в предательстве интересов родины и в пособничестве немецким оккупантам... Выяснилось, что в 1943 году Меегерен продал полотно Вермеера Дельфтского «Христос и грешница», гордость голланд ского народа, в фашистскую Германию. Она стала собственностью Германа Герин га — военного преступника «номер два». Начался шумный, скандальный процесс. Подсудимому, несмотря на ухищрения знаменитых адвокатов, грозило суровое наказание. И тогда Меегерен решился на признание, которое прозвучало, как взрыв: — Я не предатель. Я мошенник Все кар тины Вермеера Дельфтского, купленные у меня,— подделки. Их написал я сам. Преодолев замешательство, виднейшие эксперты в один голос опровергли показа ния подсудимого: — Подлинность картин не вызывает сом нений. Меегерен выкручивается, пытается облегчить свою вину. — Дайте мне холст и краски,— упорст вовал художник,— дайте все необходимое для работы, и я докажу, что сейчас говорю правду. Меегерена перевели из тюрьмы в его мастерскую. Там, на глазах у полицейских, он принялся за дело. Когда картина была закончена, специалисты только развели ру ками: получился такой же «шедевр», как и все предыдущие. Казалось бы, получено неопровержимое доказательство. Но суду и экспертам его оказалось мало. — Мы убедились, что Меегерен может точно имитировать произведения Вермее ра,— рассуждали они.— Но считать на этом основании фальшивками купленные у него холсты нельзя. Здесь нужна полная уве ренность. Была создана авторитетная комиссия во главе с директором брюссельского Инсти тута художественного наследия профес сором Полем Коремансом — всемирно известным историком искусства, знатоком живописной техники старых мастеров. Ко миссия изучила полотно с помощью новей ших средств научного анализа. Только пос ле этого стало окончательно ясно: все картины исполнил художник середины двадцатого века. Их автор — Ган ван Мее герен. Не нищета толкнула Меегерена на под лог. Его портреты нравились заказчикам и любителям искусства. Но живописцу хоте- лос^гбольшего. Он мечтал о громкой славе, о том, чтобы его картины висели в музеях рядом с произведениями великих голланд цев — Рембрандта, Хальса, Вермеера. О д нако музеи отказывали ему в такой чести. И тогда раздосадованный художник решил отомстить. Несколько лет потратил Меегерен, чтобы подготовиться к созданию «великой фаль шивки». Он во всех тонкостях изучил тех нику письма голландских художников сем надцатого века, вжился в манеру и биогра фию Вермеера Дельфтского — самого оригинального и еще плохо изученного мастера. Меегерен за огромные деньги раздобыл краски, давно вышедшие из упо требления, подлинный холст со старыми гвоздями и подрамником. Предусмотрев, каждую мелочь, после долгих тренировок фальсификатор Написал свой «шедевр». Но его еще нужно было состарить. Картина, отправляется в печь и сохнет при темпера туре до ста двадцати градусов. Потом она накатывается на вал. Трещины получились совсем, как настоящие...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2