Сибирские огни № 05 - 1979

торженных тонах, не забывая упомянуть, кто и сколько заплатил за каждый лист. И вдруг — ошеломляющее заявление зна­ тока творчества Микельанджело, швейцар­ ского профессора Александра Периджа: — Из ста семидесяти восьми рисункоз, представленных на юбилейном вернисаже, нарисованы рукой Буонаротти лишь восем­ надцать. Хорошо еще, что часть рисунков выпол­ нили знаменитые итальянские художники, современники и ученики Микельанджело. Большинство же экспонатов оказались фаль­ шивками. Многие из них родились в под­ польной мастерской, которая существовала в конце прошлого века в Германии. Из пятисот рисунков, приписываемых сегодня великому мастеру, подлинниками можно считать лишь пятую часть, утверждает Пе- ридж. Но не только коллекционеры страдают от мошенников. Засорены фальшивками и мно­ гие государственные хранилища. Недавно после многолетних исследований экспона­ тов музея «Метрополитен» в Нью-Йорке американские искусствоведы пришли к тяжелому выводу: около трехсот самых ценных картин этого богатого собрания — подделки или, в лучшем случае, копии. А приписывались они гениальным живопис­ цам — Веласкесу, Гойе, Дюреру, Рембранд­ ту, Рубенсу, Тициану, Эль Греко. Почему же так получается? По крайней мере по двум причинам. Во-первых, экс­ пертиза не всегда бывает основательной и добросовестной. Особенно, когда музей не покупает, а получает вещи в подарок или по завещанию владельцев. Дареному коню, как известно, в зубь: не смотрят... Во-вто­ рых, фальсификаторы работают «на со­ весть». Часто это мастера высокой квали­ фикации, к тому же досконально изучившие технику и манеру художника, под которого они подделываются. Пишут на старых хол­ стах или изъеденных жучками досках, до­ бывают за большие деньги давно вышедшие из употребления натуральные краски, кото­ рыми пользовались живописцы в прежние времена, обманывают недоверчивого по­ купателя всевозможными надписями, ин­ вентарными номерами известных в истории галерей, печатями... Дорогой товар требует серьезного к себе отношения. Часто фаль­ шивка выглядит достовернее подлинника. Один искусствовед остроумно заметил: — Перед вами оригинал, несмотря на то, что на нем стоит имя автора! Действительно, старые мастера чаще все­ го не подписывали своих работ. Фальси­ фикатору это не подходит. Он снабдит под­ делку не только подписью, но и дарствен­ ной надписью «автора». Как тут устоять несведущему в подобных тонкостях биз­ несмену? А сколько изобретено способов разжечь интерес покупателя, разыграть перед ним такую сцену, что он теряет контроль над собой и с жадностью бросается на приман­ ку! С незапамятных времен на аукционах взвинчивают цены подставные лица. В Рос­ сии их называли «племянниками». На этой роли одно время подвизался в Петербурге некий бездельник Федор Корягин, дотла промотавший богатое соьтояние. От преж­ ней роскоши у него остались только эле­ гантный костюм и цилиндр. За этот солид­ ный внешний вид аукционисты платили Корягину не полтинник, как другим «пле­ мянникам», а три или пять рублей. Ведь когда покупатель видел, что рядом с ним сидит такой представительный господин и набавляет цену, то у него осторожность сменялась азартом. Тут-то и сбывали лю­ бые подделки. Но этот старый прием примитивен по сравнению с более тонкими способами на­ дувательства. Приходит, например, поку­ патель в условленный час к художнику, а тот взволнован до крайности, всклокочен, глаза лихорадочно блестят. — Извините, мсье, вам придется подо­ ждать несколько минут. Совершенно не­ предвиденное обстоятельство... — А что случилось? — Пока ничего не могу сказать. Посиди­ те, пожалуйста... Художник начинает священнодействовать возле мольберта, на котором установлено старое грязное полотно с лохматыми кром­ ками. А его клиент сгорает от любопытст­ ва, глядя, как маэстро осторожными движе­ ниями тампона, смоченного растворителем, снимает пожелтевший лак и верхний слой краски. Из-под этих наслоений постепенно освобождается сочная живопись, выгляды­ вает полуобнаженная рыжая красавица, вытирающаяся полотенцем. — Боже мой, какое великолепие! — вос­ клицает художник. — Какая удача! — Да что же это, что, что? — допытыва­ ется покупатель, доведенный до экстаза. Художник в изнеможении падает в крес­ ло, наливает в бокалы вино. Рука его дро­ жит, в глазу блестит слеза восторга. — Дега! — стонет он.— Несравненный Дега! Какой уверенный рисунок, какая моделировка! Я чувствовал, чувствовал, что под этой мазней скрыт настоящий ше­ девр... — А почему же он скрыт? У покупателя еще осталась капля недо­ верчивости. Но она тут же улетучивается: — О, это распространенное явление, мсье. Во время войны в оккупированном Париже многие владельцы пачкали самые ценные холсты, чтобы они не приглянулись немцам, засовывали их в кладовые, как не­ нужную рухлядь. О, я давно мечтал о та­ ком приобретении. Настоящий Дега! Все цело — подпись, дата... Покупатель обезоружен. Он уже не мо­ жет жить без этой чудесной картины. Ху­ дожник долго не уступает, Цена растет. Тут главное не переиграть, не отпугнуть собирателя непомерно высокой ставкой. Наконец сделка совершена. Никто теперь не убедит счастливого обладателя шедевра, что его ловко провели. Ведь он все видел сам! Опытному мошеннику обмануть такого случайного покупателя, конечно, не состав­ ляет особого труда. Но порой подделки не могут распознать даже крупнейшие специа­ листы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2