Сибирские огни № 05 - 1979
чует по судебным инстанциям. Наконец ре шено, что художник должен восстановить памятник за свой счет и для этого выпла тить двести восемьдесят шесть тысяч пятьсот сорок девять франков семьдесят во семь сантимов. Огромная сумма! Ее позво лили вносить по частям, но чтобы рассчи таться полностью, Курбе нужно прожить девяносто один год. А ему пятьдесят во семь, он измучен преследованиями, тяжело болен. В счет погашения долга в Париже продали с аукциона картины и имущество его мастерской. Цены, словно в насмеш ку, а скорее всего г— в отместку, были на значены грошовые. Это не распродажа, а погром. Враги хотят добить ненавистно го мастера за все его «грехи»: революци онность, реализм, демократизм, свободо любие... Великий живописец попал в безвыходное положение. Вот тут-то и приходит ему на помощь старый друг Гюстав Поль Клюзере. Это человек необыкновенно яркой судьбы, полной приключений и опасностей. Моло деньким поручиком, еще плохо разбираясь в том, что происходит, Клюзере участвовал в революционных событиях 1848 года на стороне правительства, стрелял в рабочих. Вся его последующая жизнь была словно искуплением этой вины перед народом. Он вступил в армию Гарибальди и сражал ся за освобождение Италии, затем — за самостоятельность Ирландии, участвовал в гражданской войне в Америке. Северяне присвоили ему звание генерала, а южане заочно приговорили к смертной казни. Вер нувшись на родину, Клюзере стал членом Интернационала. За резкую критику прави тельства в оппозиционной печати его вы слали из Франции. Но как только монархия зашаталась, Клюзере снова в рядах борцов за свободу. Он пытается поднять револю ционные восстания в Лионе и Марселе, ста новится членом Парижской Коммуны и ее военным министром. Монархисты хотели его расстрелять, однако ему удалось бе жать. Курбе познакомился с Клюзере в дни Парижской Коммуны и тогда же написал его портрет. Второй раз он изобразил то варища в Швейцарии, куда Клюзере при ехал, чтобы повидаться с художником. Ге нерал признался другу, что хочет стать живописцем. Курбе дает ему советы, обод ряет. Клюзере оказался способным учени ком, великий мастер хвалит его работы, только советует не подражать Гюставу Кур бе, а идти своим путем в искусстве. Но Клюзере нужно именно подражать. Он пишет несколько холстов и ставит на них подпись Гюстава Курбе. Его работы не под нимаются выше среднего уровня, однако имя знаменитого мастера позволяет найти покупателей. Вырученные деньги хоть не много сокращают долг Курбе и срок его изгнания. Конечно, Клюзере пишет свои подделки втайне от друга. Но помочь Курбе уже никто не в силах. В ночь на новый 1878 год он умер, так и не оплатив восстановление Вандомской ко лонны, так и не увидев родины... А Клюзе ре после амнистии коммунаров вернулся во Францию и стал профессиональным ху дожником. Он сохранил верность идеалам народной свободы, был депутатом социа листов. Через пять лет после его смерти, во время первой русской революции, гене ралу Клюзере несколько теплых слов по святил В. И. Ленин. Большевистская газета «Вперед» напечатала отрывок из его ме муаров «Уличная борьба». Богатый опыт баррикадных боев, советы их участника могли пригодиться в России. Владимир Ильич редактировал перевод и написал вступительную заметку, в которой назвал автора воспоминаний «знаменитым деяте лем Парижской Коммуны». Думаю, что полотна Клюзере, которые их автор выдавал за картины Гюстава Кур бе, заслужили место в музее, как памятни ки революционной верности и человеческо му благородству. О тех же фальшивках, которые производят ради наживы, такого не скажешь. А дело это в наши дни постав лено на Западе на широкую ногу. Сущест вуют и преуспевают целые подпольные фирмы. «Древние египетские статуэтки» из готавливают в ФРГ, «французский фар фор»» — в Англии, «восточные изделия» — в Париже. В разных странах пекут, как бли ны, все новые и новые «шедевры» Матис са, Пикассо, Модильяни... Есть у фальсификаторов и свои «люби мые» авторы. По французской статистике только в Соединенные Штаты Америки вы везено девять тысяч четыреста двадцать восемь картин Рембрандта. Сейчас, навер ное, эта цифра стала еще больше: подсчет сделан несколько лет назад, а погоня за наживой безостановочна... Между тем, из вестно, что великий голландский живопи сец за всю жизнь создал немногим более шестисот полотен. Особенно популярно у мошенников имя Коро. Один соотечественник наззал его ав тором трех тысяч картин, из которых де сять тысяч проданы в Америку. Однако правда оказалась еще страшнее вымысла. Известный на Западе искусствовед Рене Хюйг только в Европе насчитал тридцать тысяч фальшивок, проданных как работы Коро. Подделки проникают прежде всего в част ные коллекции. Какому собирателю не за хочется стать, например, обладателем ри сунка Микельанджело Буонаротти? За такую редкость многие богачи не поскупи лись выложить по тридцать тысяч фунтов стерлингов. Астрономическая сумма, осо бенно, если учесть, что в шестидесятых го дах средний заработок англичанина со ставлял шестнадцать фунтов стерлингов в неделю да и сейчас остается примерно на том же уровне. То есть, один рисунок — это тридцать девять лет жизни небольшой семьи! Покупатели драгоценных творений ге ниального флорентийца, конечне, рассчи тывали, что со временем эти приобретения станут еще дороже. Они охотно предста вили свои сокровища на выставку в честь пятисотлетия со дня рождения Микель анджело, которая открылась весной 1975 года в Лондоне. Обладатели экспонатов кичились: вот какими ценностями мы вла деем! Пресса расписывала выставку в вое-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2