Сибирские огни № 05 - 1979
Так и живет этот холст с двумя подпися ми— настоящей и поддельной. Кто был этот художник, работавший «под Корови на», неизвестно- Ясно одно: он был спо собным человеком, но почему-то не мод ным. Его картин не покупали. Чтобы не умереть с голоду, он пошел на обман... Таких случаев история искусства, начиная с эпохи Возрождения, знает множество. Именно тогда, в начале шестнадцатого ве ка, появились первые подделки античных бронзовых статуэток. В странах Европы проснулся горячий интерес к искусству Эллады и Древнего Рима, а подлинных скульптур той эпохи находили очень мало. Лишь значительно позже возникла научная археология и обогатила человечество заме чательными открытиями. Родоначальники фальсификации быстро поняли, что тут можно хорошо погреть руки, и наладили выпуск своих изделий. Некоторые из них сделаны с таким мастерством, что до сих пор красуются в витринах музеев. Почти одновременно другие ловкачи ста ли подделывать картины живописцев ран него Ренессанса. А затем уж начали изго товлять фальшивки любых времен и наро дов — все, что пользовалось спросом. Чем больший размах приобретало коллекциони рование, тем быстрее росли ряды людей, проникавших в искусство с черного хода. Это уродливое явление родилось вместе с капитализмом как его неприглядное, но «законное» дитя,— в том смысле, что оно полностью соответствует характеру капита листических отношений в обществе. Худо жественные коллекции на Западе все боль ше превращаются из предмета гордости и тщеславия 8 удобную и выгодную форму помещения денег. В самом деле, ни один банк не выплатит таких процентов, какие даст удачно куп ленная картина через какой-нибудь деся ток лет. Ведь цены на произведения искус ства бурно растут. Французский художник Камиль Коро продал свой «Итальянский пейзаж» за четыреста франков. Сорок лет спустя стоимость этого холста на аукционе достигла ста восьмидесяти тысяч франков. В конце прошлого века картины Огюста Ренуара висели в лавке годами — их не брали даже за гроши. Дирекция Люксем бургского музея долго отказывалась при нять коллекцию работ импрессионистов в подарок. Наконец, «смилостивилась» и взя ла половину того, что завещал государству крупный коллекционер Кайботт. А теперь полотна импрессионистов хватают из рук и дают за них сотни тысяч франков, долла ров, марок, фунтов стерлингов... Почти все произведения известных ма стеров давно находятся в музеях или круп ных частных коллекциях. Количество под линников, которые могут поступить на художественный рынок, весьма ограничен но. Образовавшуюся пустоту и заполняю’’ мошенники своими «шедеврами». А без удержный рост цен соблазняет их рисковать снова и снова. Одни художники становятся на преступный путь для того, чтобы зарабо тать на кусок хлеба, другие — чтобы раз богатеть. Так или иначе, фальсификаторы творят свое черное дело во имя денег. Лишь изредка к погоне за наживой приме шиваются еще и другие мотивы: уязвлен ное самолюбие, циничное отношение к жизни и духовным ценностям, стремление к мистификации... Известны лишь единич ные случаи, когда подделки были продик тованы благородными чувствами. Один такой случай связан с именем ве ликого французского художника Гюстава Курбе. Не только на родине, но и во всей Европе он стал главой школы реализма. Сын земледельца-виноградаря, Курбе на всегда сохранил симпатии к людям труда и писал их правдиво, без романтических при крас. Герои его полотен — дробильщики камня, сборщики винограда, веяльщицы — достоверны, как сама жизнь. Каждое произведение Курбе вызывало горячее одобрение передовых людей Франции и возмущение аристократов и буржуазии. От картины «Купальщицы» им ператор Наполеон III пришел в такую ярость, что ударил ее хлыстом. Реакцион ная пресса изощрялась, выдумывая оскорб ления. Курбе называли «чистильщиком са пог», уверяли, что его портреты «из кате гории вывесок, к тому же плохих». Но самым обидным буржуазные журналисты считали слово «социалист». — Я не только социалист, но и демократ и республиканец,^-с вызовом отвечал Кур бе.— Я сторонник революции и, кроме того, реалист, то есть искренний друг под линной правды. «Его замечательный дебют был сокруши телен, как восстание»,— писал о своем дру ге поэт Шарль Бодлер. А когда действи тельно произошло восстание, когда народ сверг монархию и провозгласил республи ку, для Курбе настали лучшие дни жизни. «Волею народа я весь ушел в политические дела,— писал он родителям.— Мы восста навливаем простую жизнь и человечность». Революция строила новое и ломала ста рое. Ее гнев обратился на Вандомскую ко лонну. Этот памятник был отлит из бронзы пушек, захваченных наполеоновскими вой сками, и увенчан статуей императора. Граж данин Курбе, президент Художественной комиссии по делам охраны национальных музеев и памятников искусств, выражая волю генеральной ассамблеи художников, потребовал от правительства Национальной обороны разобрать колонну: она не имеет художественной ценности, прославляет войны и завоевания, претит духу современ ной цивилизации и идее всеобщего брат ства. В дни Парижской Коммуны колонну уничтожили. Ни один другой акт револю ционного правительства не вызывал такой злобы реакционеров, как это принципиаль ное осуждение милитаризма. Главным ви новником разрушения колонны враги счи тали Курбе. Они жаждали отомстить ему. Когда Коммуна пала, Курбе арестовали, заточили в тюрьму. С большим трудом ху дожнику удалось выйти на свободу. Но его бойкотируют, грозят новыми репрессиями. Он вынужден бежать в Швейцарию. Дело о разрушении Вандомской колонны все ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2