Сибирские огни № 05 - 1979
ка... И вдруг радостное сообщение из го рода Орджоникидзе: в фондэх местной картинной галереи есть одна вещь Федора Юшкова — морской пейзаж. Морской офицер пишет море. Логично. Но этого мало. Надо еще доказать, что контр-адмирал Федор Осипович Юшков и автор трех известных картин Федор Юш ков— одно и то же лицо. Или доказать об ратное... Юрий Викторович рассуждал: войти в Зимний дворец, дом императора и его семьи, мог далеко не всякий. Получить раз решение писать картину в этом доме было еще сложнее. Смирнов знал, например, как долго во времена Николая I ученик Акаде мии художеств Годун обивал пороги, чтобы добиться разрешения скопировать картину итальянского художника Доменикино. Картина висела в апартаментах императ рицы. Никто не решался тревожить ее слух «нелепой» просьбой. Можно было, чего доброго, должности при дворе лишиться... Только когда императорская семья на вре мя уехала из Зимнего, министр двора обер-гофмаршал граф Шувалов разрешил художнику снять копию. Из покоев импе ратрицы картину перенесли в Эрмитаж. Годун с жаром принялся работать... На его беду Николай вернулся раньше, чем его ждали. Бдительным оком быстро заметил пропажу и рассвирепел. Немедлен но вызвал Шувалова для объяснений. По стукивая носком сапога по парчэту, допра шивал взмокшего от волнения царедворца: кому и для какой цели понадобилась кар тина? Как смели ее брать без ведома хо зяев? Особенно бесило царя даже не это само вольство. Он был оскорблен, когда узнал, что ученик Академии снимает копию не для знатного заказчика, а для себя. Поду мать только — самодержец Российский и его подданный низкого звания будут вла деть одним и тем же изображением! Какая дерзость! Выкатив бесцветные глаза, царь отчеканил: — Кар-тину вер-нуть! Так и не дописал Годун копии картины Доменикино. А его современник Федор Юшков был допущен в Зимний дворец, в апартаменты царской семьи, и работал там, конечно, не один день. Совершенная нелепость — пред полагать, что такое разрешение выдали крепостному мужику. Нет, никогда автор этих двух экспонатоз музея не был крепо стным. Переписка Венецианова к нему за уши притянута. Смирнов окончательно понял, где нужно искать разгадку таинственных холстов. Он направился на площадь Декабристов, в Центральный исторический архив. Попро сил дать ему документы канцелярии импе раторского двора. Перелистаны сотни пожелтевших стра ниц, исписанных витиеватым почерком старательного каллиграфа, испещренных пометками начальства, увенчанных печатя ми с двуглавым орлом.,. И, наконец, вот оно — «Дело о снятии рисунка с внутренне го вида кабинета ее высочества великой княжны Ольги Николаевны для отсылки оного в Штутгарт» Разрешение снимать этот вид выдано в 1846 году морскому офицеру Юшкову Федору Осиповичу — «художнику очень искусному во всех ро дах». Вот когда сошлись все нити в одну точку! Четыре года прошло с тех пор, когда Юрий Викторович Смирнов прочел подпись автора картины на тыльной стороне холста. И пусть этот художник не открыл новой эпохи в живописи. Он брался за кисть, ког да позволяла суровея морская служба, и кисть была ему послушна. Имя Юшкова осталось в истории русского искусства. Те перь вокруг него не будет никакого вы мысла. Рассказ о художнике, которого не было, и о поисках настоящего художника — на этом можно было бы закончить. Но с ним связан еще один маленький эпизод. Когда Смирнов уже закончил исследова ние, в Русский музей пришла пожилая жен щина. Она предложила альбом рисунков нескольких авторов. Рисунки оказались не очень интересными, и музей их не стал приобретать. Но на одном листе альбома Юрий Викторович увидел так долго мучив шую его подпись Федора Юшкова. И он купил рисунок для себя. С тех пор в квартире ученого-искусство- веда и появилось изображение корабля, стремительно рассекающего морские вол ны. Парусник мчится к далекой, может быть, еще не открытой земле... Это — па мять о поисках, сомнениях и надеждах, о трудном и долгом пути к цели. Под чужими именами В московскую мастерскую художника Константина Коровина пришел незнакомый ему человек. — Простите, если не вовремя,— сказал незнакомец,— но у меня к вам важное дело. Он вынул из картонной папки и поставил на стул небольшой пейзаж. — Я не покупаю картин,— рассмеялся художник.— Я их продаю. — Зато я покупаю и очень люблю ваши произведения. Вот недавно в антикварной лавке присмотрел этот пейзаж. На нем сто ит ваша подпись. Но мне кажется...— кол лекционер замялся,— мне кажется, что это не ваша работа. Не сочтите за труд, рассу дите... — Интересно! Коровин взял холст, поднес его поближе к свету и долго рассматривал. Усмехнулся. Покачал головой. Задумался. Потом, не го воря ни слова, взял кисть и крупными маз ками подписал картину. Коллекционер опешил: — Зачем же, Константин Алексеевич? Почему?.. — Глаз у вас верный,— сказал Коро вин.— Этот пейзаж не мой. Но написан он так, что мне не стыдно поставить свою под пись.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2