Сибирские огни № 05 - 1979

ка... И вдруг радостное сообщение из го­ рода Орджоникидзе: в фондэх местной картинной галереи есть одна вещь Федора Юшкова — морской пейзаж. Морской офицер пишет море. Логично. Но этого мало. Надо еще доказать, что контр-адмирал Федор Осипович Юшков и автор трех известных картин Федор Юш­ ков— одно и то же лицо. Или доказать об­ ратное... Юрий Викторович рассуждал: войти в Зимний дворец, дом императора и его семьи, мог далеко не всякий. Получить раз­ решение писать картину в этом доме было еще сложнее. Смирнов знал, например, как долго во времена Николая I ученик Акаде­ мии художеств Годун обивал пороги, чтобы добиться разрешения скопировать картину итальянского художника Доменикино. Картина висела в апартаментах императ­ рицы. Никто не решался тревожить ее слух «нелепой» просьбой. Можно было, чего доброго, должности при дворе лишиться... Только когда императорская семья на вре­ мя уехала из Зимнего, министр двора обер-гофмаршал граф Шувалов разрешил художнику снять копию. Из покоев импе­ ратрицы картину перенесли в Эрмитаж. Годун с жаром принялся работать... На его беду Николай вернулся раньше, чем его ждали. Бдительным оком быстро заметил пропажу и рассвирепел. Немедлен­ но вызвал Шувалова для объяснений. По­ стукивая носком сапога по парчэту, допра­ шивал взмокшего от волнения царедворца: кому и для какой цели понадобилась кар­ тина? Как смели ее брать без ведома хо­ зяев? Особенно бесило царя даже не это само­ вольство. Он был оскорблен, когда узнал, что ученик Академии снимает копию не для знатного заказчика, а для себя. Поду­ мать только — самодержец Российский и его подданный низкого звания будут вла­ деть одним и тем же изображением! Какая дерзость! Выкатив бесцветные глаза, царь отчеканил: — Кар-тину вер-нуть! Так и не дописал Годун копии картины Доменикино. А его современник Федор Юшков был допущен в Зимний дворец, в апартаменты царской семьи, и работал там, конечно, не один день. Совершенная нелепость — пред­ полагать, что такое разрешение выдали крепостному мужику. Нет, никогда автор этих двух экспонатоз музея не был крепо­ стным. Переписка Венецианова к нему за уши притянута. Смирнов окончательно понял, где нужно искать разгадку таинственных холстов. Он направился на площадь Декабристов, в Центральный исторический архив. Попро­ сил дать ему документы канцелярии импе­ раторского двора. Перелистаны сотни пожелтевших стра­ ниц, исписанных витиеватым почерком старательного каллиграфа, испещренных пометками начальства, увенчанных печатя­ ми с двуглавым орлом.,. И, наконец, вот оно — «Дело о снятии рисунка с внутренне­ го вида кабинета ее высочества великой княжны Ольги Николаевны для отсылки оного в Штутгарт» Разрешение снимать этот вид выдано в 1846 году морскому офицеру Юшкову Федору Осиповичу — «художнику очень искусному во всех ро­ дах». Вот когда сошлись все нити в одну точку! Четыре года прошло с тех пор, когда Юрий Викторович Смирнов прочел подпись автора картины на тыльной стороне холста. И пусть этот художник не открыл новой эпохи в живописи. Он брался за кисть, ког­ да позволяла суровея морская служба, и кисть была ему послушна. Имя Юшкова осталось в истории русского искусства. Те­ перь вокруг него не будет никакого вы­ мысла. Рассказ о художнике, которого не было, и о поисках настоящего художника — на этом можно было бы закончить. Но с ним связан еще один маленький эпизод. Когда Смирнов уже закончил исследова­ ние, в Русский музей пришла пожилая жен­ щина. Она предложила альбом рисунков нескольких авторов. Рисунки оказались не очень интересными, и музей их не стал приобретать. Но на одном листе альбома Юрий Викторович увидел так долго мучив­ шую его подпись Федора Юшкова. И он купил рисунок для себя. С тех пор в квартире ученого-искусство- веда и появилось изображение корабля, стремительно рассекающего морские вол­ ны. Парусник мчится к далекой, может быть, еще не открытой земле... Это — па­ мять о поисках, сомнениях и надеждах, о трудном и долгом пути к цели. Под чужими именами В московскую мастерскую художника Константина Коровина пришел незнакомый ему человек. — Простите, если не вовремя,— сказал незнакомец,— но у меня к вам важное дело. Он вынул из картонной папки и поставил на стул небольшой пейзаж. — Я не покупаю картин,— рассмеялся художник.— Я их продаю. — Зато я покупаю и очень люблю ваши произведения. Вот недавно в антикварной лавке присмотрел этот пейзаж. На нем сто­ ит ваша подпись. Но мне кажется...— кол­ лекционер замялся,— мне кажется, что это не ваша работа. Не сочтите за труд, рассу­ дите... — Интересно! Коровин взял холст, поднес его поближе к свету и долго рассматривал. Усмехнулся. Покачал головой. Задумался. Потом, не го­ воря ни слова, взял кисть и крупными маз­ ками подписал картину. Коллекционер опешил: — Зачем же, Константин Алексеевич? Почему?.. — Глаз у вас верный,— сказал Коро­ вин.— Этот пейзаж не мой. Но написан он так, что мне не стыдно поставить свою под­ пись.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2