Сибирские огни № 05 - 1979

становке, стремился передать его душев­ ный мир... — И все-таки это разные люди!.. Смирнов участвовал в этом споре, при­ слушивался к высказываниям авторитетов. Доказательства каждого были вескими, с ними приходилось считаться. Значит, необ­ ходимо продолжать исследования. Сотрудники музея нашли кипу материа­ лов о своем герое и узнали множество ценных сведений. Современники отмечали широкую образованность Алексея Ивано­ вича Корсакова, его любовь к искусству. Он собрал крупную галерею картин. Впо­ следствии самые ценные полотна перешли в Эрмитаж. «За знание, любовь и почтение к достохвальным художествам» Корсакова даже избрали почетным членом Академии художеств. По свидетельствам близко знав­ ших его людей он был приветлив, добр, деликатен. Все поддерживало версию, что Кипрен­ ский создал портрет именно этого человека. Перестала смущать исследователей и щу­ кинская трактовка его образа. Выяснилось, что Корсаков был натурой противоречивой. Порой, особенно на вершине служебной карьеры, в нем проявлялись вспыльчивость, горделивость, самодовольство. Однако с годами в нем брали верх лучшие качества характера. Что же — принять эту версию? Нет, ни Смирнов, ни любой другой серьезный уче­ ный не мог так поступить. В атрибуции про­ изведений искусства, как и во всякой нау­ ке, мало одних косвенных доказательств. Юрий Викторович и его сотрудники про­ должали искать точные, неопровержимые данные. Решающим оказалось свидетельство поэ­ та. Правда, поэта бездарного — графа Хво­ стова. Над его напыщенными драмами, одами и посланиями частенько посмеивал­ ся в эпиграммах Пушкин. Но здесь дело не в степени таланта. Просто Хвостов в одном стихотворении изложил факт, который так долго искали искусствоведы: Потом склоняю пути к приятелю в хоромы. Который некогда России двигал громы... ...Там часто краски, кисть Кипренский мой приемлет: И м оживленный вид вещает, речи внемлет,— В изображеньи лиц для многих образец: Но честь Кипренского, и слава, и венец — Корсаков... Речь идет именно об Алексее Ивановиче Корсакове. Граф Хвостов был постоянным посетителем его картинной галереи, не раз встречался там с Кипренским. Откуда же взялся никогда не существо­ вавший Евгений Петрович? Смирнов остро­ умно объясняет происхождение этой ошиб­ ки. Возможно, в описи картин, представ­ ленных на выставку русской портретной живописи, которая была устроена в 1902 году, стояли рядом с фамилией Корсакова первые буквы слов «его превосходитель­ ство». Такое сокращение было распростра­ ненным. А составители каталога выставки увидели в этих буквах инициалы и наобум расшифровали их... Как бы то ни было, знаменитое произве­ дение блестящего живописца получило, на­ конец, точно аргументированную атрибу­ цию. Порадовала товарищей и старший науч­ ный сотрудник В. П. Князева. Она нашла ключ к датировке картин Николая Констан­ тиновича Рериха. Всемирно известный художник, путеше­ ственник, ученый и общественный деятель долго жил в Индии: этого требовали его творческие интересы. Но он никогда не забывал о России и умер в 1947 году во время сборов на Родину. Сыновья Рериха, выполняя волю отца, передали в дар Со­ ветскому Союзу свыше четырехсот его произведений. Николай Константинович пи­ сал: «Все указанное имущество завещаю Всесоюзной Коммунистической партии. Единственная просьба, чтобы предметам ис­ кусства было дано должное место, соответ­ ствующее высоким задачам коммунизма». Картинам Рериха отведены в нашей стра­ не почетные места. Они выставлены в му­ зеях крупнейших городов. Каждый день с ними встречаются тысячи людей. В Новоси­ бирской областной картинной галерее су­ ществует целый отдел Рериха. Здесь, кро­ ме шестидесяти полотен, представлены различные документальные материалы, рассказывающие о жизни и творчестве это­ го замечательного человека. Много произведений Николая Констан­ тиновича поступило и в Русский музей. При их изучении возникла серьезная труд­ ность: почти все холсты не были датирова­ ны. В. П. Князевой, взявшейся за эту рабо­ ту, пришлось разбирать огромный архив Рериха и его родственников, переехавших из Индии в Москву. В конце концов уда­ лось отыскать три небольших списка. В них были указаны названия картин, даты их создания и еще какие-то непонятные гео­ метрические знаки. На списке 1939 года стоял квадрат, 1940-го — двойной треуголь­ ник, 1941-го — квадрат в круге... Что они означали? Князева снова принялась изучать карти­ ны. И обнаружила не замеченные раньше одиннадцать таких же геометрических фи­ гур на тыльной стороне полотен. Значит, Рерих зашифровал ими даты. Вернее, по­ метил произведения не общеприятыми арабскими цифрами, а системой своих зна­ ков. Теперь можно определить время соз­ дания сотен «засекреченных» автором ра­ бот, которые хранятся в различных музеях Советского Союза и других стран. Однако за всеми этими делами в Рус­ ском музее не забывали и о Юшкове. Юрий Викторович Смирнов перелистал де­ сятки каталогов и путеводителей по худо­ жественным музеям в надежде наткнуться на мучившую его фамилию. Ни одной ве­ щи Федора Юшкова не обнаружил. Но на этом не успокоился и разослал во все ад­ реса письменные запросы: может быть, где-то в запасниках лежат работы Юшкова? Не мог же он за всю жизнь написать два холста и сразу достичь немалого мастер­ ства! Один за другим приходили неутешитель­ ные ответы: нет, не знаем такого художни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2