Сибирские огни № 05 - 1979
становке, стремился передать его душев ный мир... — И все-таки это разные люди!.. Смирнов участвовал в этом споре, при слушивался к высказываниям авторитетов. Доказательства каждого были вескими, с ними приходилось считаться. Значит, необ ходимо продолжать исследования. Сотрудники музея нашли кипу материа лов о своем герое и узнали множество ценных сведений. Современники отмечали широкую образованность Алексея Ивано вича Корсакова, его любовь к искусству. Он собрал крупную галерею картин. Впо следствии самые ценные полотна перешли в Эрмитаж. «За знание, любовь и почтение к достохвальным художествам» Корсакова даже избрали почетным членом Академии художеств. По свидетельствам близко знав ших его людей он был приветлив, добр, деликатен. Все поддерживало версию, что Кипрен ский создал портрет именно этого человека. Перестала смущать исследователей и щу кинская трактовка его образа. Выяснилось, что Корсаков был натурой противоречивой. Порой, особенно на вершине служебной карьеры, в нем проявлялись вспыльчивость, горделивость, самодовольство. Однако с годами в нем брали верх лучшие качества характера. Что же — принять эту версию? Нет, ни Смирнов, ни любой другой серьезный уче ный не мог так поступить. В атрибуции про изведений искусства, как и во всякой нау ке, мало одних косвенных доказательств. Юрий Викторович и его сотрудники про должали искать точные, неопровержимые данные. Решающим оказалось свидетельство поэ та. Правда, поэта бездарного — графа Хво стова. Над его напыщенными драмами, одами и посланиями частенько посмеивал ся в эпиграммах Пушкин. Но здесь дело не в степени таланта. Просто Хвостов в одном стихотворении изложил факт, который так долго искали искусствоведы: Потом склоняю пути к приятелю в хоромы. Который некогда России двигал громы... ...Там часто краски, кисть Кипренский мой приемлет: И м оживленный вид вещает, речи внемлет,— В изображеньи лиц для многих образец: Но честь Кипренского, и слава, и венец — Корсаков... Речь идет именно об Алексее Ивановиче Корсакове. Граф Хвостов был постоянным посетителем его картинной галереи, не раз встречался там с Кипренским. Откуда же взялся никогда не существо вавший Евгений Петрович? Смирнов остро умно объясняет происхождение этой ошиб ки. Возможно, в описи картин, представ ленных на выставку русской портретной живописи, которая была устроена в 1902 году, стояли рядом с фамилией Корсакова первые буквы слов «его превосходитель ство». Такое сокращение было распростра ненным. А составители каталога выставки увидели в этих буквах инициалы и наобум расшифровали их... Как бы то ни было, знаменитое произве дение блестящего живописца получило, на конец, точно аргументированную атрибу цию. Порадовала товарищей и старший науч ный сотрудник В. П. Князева. Она нашла ключ к датировке картин Николая Констан тиновича Рериха. Всемирно известный художник, путеше ственник, ученый и общественный деятель долго жил в Индии: этого требовали его творческие интересы. Но он никогда не забывал о России и умер в 1947 году во время сборов на Родину. Сыновья Рериха, выполняя волю отца, передали в дар Со ветскому Союзу свыше четырехсот его произведений. Николай Константинович пи сал: «Все указанное имущество завещаю Всесоюзной Коммунистической партии. Единственная просьба, чтобы предметам ис кусства было дано должное место, соответ ствующее высоким задачам коммунизма». Картинам Рериха отведены в нашей стра не почетные места. Они выставлены в му зеях крупнейших городов. Каждый день с ними встречаются тысячи людей. В Новоси бирской областной картинной галерее су ществует целый отдел Рериха. Здесь, кро ме шестидесяти полотен, представлены различные документальные материалы, рассказывающие о жизни и творчестве это го замечательного человека. Много произведений Николая Констан тиновича поступило и в Русский музей. При их изучении возникла серьезная труд ность: почти все холсты не были датирова ны. В. П. Князевой, взявшейся за эту рабо ту, пришлось разбирать огромный архив Рериха и его родственников, переехавших из Индии в Москву. В конце концов уда лось отыскать три небольших списка. В них были указаны названия картин, даты их создания и еще какие-то непонятные гео метрические знаки. На списке 1939 года стоял квадрат, 1940-го — двойной треуголь ник, 1941-го — квадрат в круге... Что они означали? Князева снова принялась изучать карти ны. И обнаружила не замеченные раньше одиннадцать таких же геометрических фи гур на тыльной стороне полотен. Значит, Рерих зашифровал ими даты. Вернее, по метил произведения не общеприятыми арабскими цифрами, а системой своих зна ков. Теперь можно определить время соз дания сотен «засекреченных» автором ра бот, которые хранятся в различных музеях Советского Союза и других стран. Однако за всеми этими делами в Рус ском музее не забывали и о Юшкове. Юрий Викторович Смирнов перелистал де сятки каталогов и путеводителей по худо жественным музеям в надежде наткнуться на мучившую его фамилию. Ни одной ве щи Федора Юшкова не обнаружил. Но на этом не успокоился и разослал во все ад реса письменные запросы: может быть, где-то в запасниках лежат работы Юшкова? Не мог же он за всю жизнь написать два холста и сразу достичь немалого мастер ства! Один за другим приходили неутешитель ные ответы: нет, не знаем такого художни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2