Сибирские огни № 05 - 1979
дор Юшков не раз водил матросов в атаки на французов и англичан, бросался в руко пашные схватки. Его ранили штыком в ногу. Когда рана зажила, Юшков сражается уже у берегов Кронштадта: туда подошла мощная англо-французская эскадра, грозя столице. Русские воины отразили этот на тиск. Идут годы. Юшков почти все время — в морских походах. Растут его чины и награ ды. Наконец, он ушел в отставку в звании контр-адмирала. Умер всего на пятьдесят восьмом году жизни. Биографические сведения сухи: факты, даты, почти никаких оценок. И все же, идя по следам жизни Федора Осиповича Юш кова, искусствовед испытывал к нему не вольную симпатию. Чувствовалось, что этот человек был отважным, деятельным и знающим моряком, отличия зарабатывал не придворной учтивостью, а опасным и нелегким трудом. Однако ни в одном послужном списке, ни в одном документе нет и намека на то, что мужественный флотский офицер, кро ме моря, любил еще и живопись. А может быть, этого и не было? Может быть, все- таки другой Федор Юшков написал два маленьких холста, которые теперь достав ляют столько забзт научному сотруднику Русского музея? Сомнения... Они необходимы исследова телю, чтобы критически отнестись к своим выводам, беспристрастно оценить само на правление поисков. Иначе легко впасть в заблуждение. А тем временем работа в залах и запас никах музея, за письменным столом с во рохом документов идет своим ходом. Вы являются все новые несоответствия и воп росы: то дата перепутана, то название одной вещи в разных описях звучит по- разному, то не известно, откуда экспонат попал в музей. А ведь это важный момент биографии произведения искусства. Он ча сто помогает установить недостающие све дения. Ведущий научный сотрудник, авторитет ный специалист не может отбросить все дела и заниматься только загадкой двух скромных картин. Его мысли заняты и дру гими экспонатами, сведения о которых тре буют уточнений. Нужно вникать и в про цесс исследований, которые ведут коллеги, обсуждать полученные ими результаты. У каждого в работе над каталогом — свои трудности и успехи. Фамилия одного художника писалась в четырех вариантах: Исаков, Есаков, Эсаков, Ясаков. И сведений о его жизни почти ни каких не сохранилось. А был он академи ком живописи, в Русском музее хранится его картина, написанная в 1811 году. Как быть? Юрий Викторович начал поиски и вы яснил о Ермолае Ивановиче Есакове все необходимые подробности. Трудную загадку задал научным сотруд никам музея и портрет Евгения Петровича Корсакова. Его написал знаменитый Орест Кипренский со всем блеском своего ма стерства и с явной симпатией к изображен ному им человеку. С холста смотрит на нас пожилой, но еще полный душевных сил видный санов ник. Его лицо с высоким лбом обрамлено седыми прядями волнистых волос. Взгляд темных глаз выказывает ум и доброту. Портрет упоминается и воспроизводится в сотнях книг и альбомов. Авторство Кип ренского, дата создания этого первокласс ного произведения не вызывают никаких сомнений. Но при составлении научного ка талога нужно проверять все данные. Кто такой Евгений Петрович Корсаков? Об этом в музейных документах ничего не говорит ся. Взялись за родословную Корсаковых. Четыреста шестнадцать представителей этой старинной дворянской фамилии оста вили свой, большой или малый, след в истории. Но среди них не нашлось ни одно го Евгения Петровича... Снова обратились к портрету: может быть, он даст направление поискам? Кор саков на портрете держит в руке сверну тый в трубку чертеж. На нем можно про честь: «Горнаго кор...>< Горный корпус — вот где надо искать разгадку! Среди Корсаковых нашелся директор Горного корпуса. Вот только звали его Алексеем Ивановичем. Он был современ ником Кипренского, в одни годы с худож ником» жил в Петербурге. Значит, они могли встречаться. Но как это проверить? Стали искать свидетельства современни ков, а параллельно решили проверить дру гую догадку: вполне возможно, что дирек тора Горного корпуса писал еще какой- нибудь художник. Тогда можно будет сличить портреты и установить, разные это люди или одно и то же лицо. Мысль оказалась верной: Алексея Ива новича Корсакова на десять лет раньше Кипренского изобразил живописец Щукин. Его работа тоже находится в Русском му зее. Портреты поставили рядом, стали срав нивать. И горячо заспорили. — Смотрите, как они похожи,— говорил один исследователь.— Очертания лба, под бородка, глаз, линии губ и носа — все сов падает. — Это верно,— говорил другой.— Но по смотрите, какие они разные. На портрете Кипренского изображен мягкий, добрый человек. А у Щукина — надменный, горде ливый... — Ничего удивительного! Художники по-разному видели одного и того же чело века, каждый создавал свой образ. Да и десятилетняя разница в возрасте Корсако ва что-то значит. — Никаким авторским отношением и возрастными изменениями невозможно объяснить такую разницу. Ведь на портре тах даны две исключающие друг друга ха рактеристики. — Но нужно же учитывать творческие манеры художников! Щукин тяготел к сти лю классицизма. Он создал парадный, внешний портрет величественного вельмо жи в торжественной позе, в мундире, укра шенном орденами. А романтик Кипренский ставил перед собой совсем другую задачу. Он изобразил Корсакова в домашней об-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2