Сибирские огни № 05 - 1979
стойчиво. Однако не смог до конца пре одолеть каноны классицизма. Венецианов несколько идеализировал труд и быт крестьян, уходил от показа действительных кошмаров крепостничества. Человеческие фигуры на его картинах часто получались статичными, скованными. Несмотря на эти недостатки, Венецианов стал новатором и во многом определил развитие русской живописи. Он бескомпро миссно вступил в острое противоречие с официальной эстетикой, не признававшей ни такой «низменной» тематики, ни такого стремления к реализму. Но самое главное для нашего рассказа со стоит в том, что Алексей Гаврилович Ве нецианов, живя в деревне, в маленьком имении жены Сафонкове Тверской губер нии, стал обучать своему искусству кре стьянских мальчиков. Его школу прошли около восьмидесяти учеников. Некоторые из них впоследствии стали крупными ху дожниками, оставили заметный след в ис тории русского изобразительного искусства. Почти все ученики жили в бедности. У их родителей не было денег не только на краски и кисти, но даже на одежду для де тей. Венецианов помогал каждому, как только мог. Его талантливый питомец Апол лон Мокрицкий писал: «Мы все пришли к нему голышами... он и воспитывал нас и добру учил, а кого и грамоте заставлял учиться. Его семейство было нашим семей ством, там мы были как его родные дети». Венецианов брал в ученики и крепост ных. В императорской Академии художеств сочли такие действия академика живопи си опасным вольнодумством. Ведь, по мне нию президента Академии Оленина, «хо лопскому или рабскому состоянию принад лежат самые гнусные пороки, которые получаются так сказать в наследство... Об щение с порочными людьми... совершенно , подавляет все способности к художествам». А Венецианов доказывал, что это клевета на русский народ, что среди крепостных множество талантливых людей. Чудовищ ные условия жизни, беспросветная нищета, постоянные унижения, непосильный труд не смогли задавить их способностей. За одаренных крепостных юношей Алек сей Гаврилович хлопотал без устали, ста рался вырвать их из рук помещиков-само- дуров. А те пользовались случаем и запра шивали непомерную цену за выкуп. У Венецианова не было таких денег. Он и без того обеднел, пришлось заложить име ние, влезть в долги. И все равно художник продолжал добиваться освобождения сво их учеников. Не всегда это ему удавалось. Сохрани лось письмо, в котором он просит помещи ка Путятина скорее дать свободу крепост ному Федору за две тысячи рублей. А в следующем письме сетует: «Видно, что он отдумал дать нам художника, жаль, очень жаль...» Наткнувшись на это письмо, искусствове ды почему-то решили: речь идет о Гучко ве, хотя названо было только имя. Так ро дилась биография автора двух музейных экспонатов: крепостной помещика Путяти на, уроженец Тверской губернии, ученик Венецианова... Теперь, когда Юрий Викторович Смирнов прочел настоящую фамилию автора видов Зимнего дворца, миф о Гучкове сразу рас сеялся. Не было такого художника! Но неожиданное открытие ставило но вые вопросы и требовало на них ответа. Кто такой Юшков? Юрий Викторович, пре восходный знаток отечественной живописи, не помнил ни одной картины, подписанной этой фамилией. Где ее искать? Нужно было начинать с нуля. Прежде всего, Смирнов с помощью уве личительного стекла тщательно осмотрел картины — и лицевую сторону, и тыльную, и подрамник, и раму. Сантиметр за санти метром обследовал Юрий Викторович оба экспоната. Никаких надписей не обнаружил. Зато нашел сразу три автопортрета худож ника. Удивительные автопортреты! Фигура художника перед мольбертом отразилась в стеклянных шарах люстры Готическо го зала. Но эта находка ничем не помогла. Ведь шары на картине крохотные, а впи санные в них автопортреты и вовсе микро скопической величины — ничего не разбе решь: ни черт лица, ни одежды. Любопытно. Необычно. И только... Сотрудники Русского музея заинтересо вались открытием Смирнова: такие события происходят не каждый день. И тут очень кстати пришлись знания Григория Макаро вича Преснова, старейшего работника хра нилища, заведующего отделом скульптуры. — Знаю такую фамилию,— уверенно ска зал он.— у нас в запасниках есть несколь ко вещей работы Юшкова. Только он не Федор, как-то иначе его зовут — это легко проверить. И не живописец, а скульптор. Но, может быть, они с вашим — родствен ники? Осип Иванович Юшков, почетный член Академии художеств, был анималистом — искусно лепил фигуры зверей. Разыскивать сведения об академике — дело не самое сложное. Смирнов нашел их довольно бы стро. И вот первая победа: у скульптора Юш кова был сын Федор! Смущало одно: сын этот — не художник, а морской офицер. Но разве моряк не может дружить с палит рой? Отец наверняка учил его рисованию и владению красками, поощрял интерес к искусству. Смирнов берется изучать биографию Федора Осиповича Юшкова. Биография оказалась незаурядной. Сын скульптора окончил Петербургский университет, но по шел почему-то на морскую службу. Вот он мичманом бороздит просторы Балтийского моря. У берегов Абхазии участвует в стыч ках с горцами. Вот плавает на фрегате «Паллада». Этот корабль позже сделал знаменитым Иван Алексеевич Гончаров, совершивший на нем кругосветное путе шествие и описавший его в известной кни ге. Вот Юшков, уже капитан-лейтенант, сра- жается в Крыму с врагами России. Он — среди героев обороны Севастополя в 1854— 1855 годах, в одном строю с артил лерийским офицером Львом Толстым. Фе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2