Сибирские огни № 05 - 1979
Точное знание исторических деталей, примет быта эпохи не раз выручало иссле дователей. Поэтому они терпеливо роются в архивах, листают пожелтевшие страницы старых газет, перебирают справочники. Ищут точные свидетельства, факты, доку менты. На это уходят недели, месяцы, го ды. Результаты поисков порой умещаются на маленькой табличке музейного экспона та. Но иначе нельзя. Они должны говорить правду, эти таблички! В Русском музее шла будничная работа. Составители каталога приступили к провер ке экспонатов, размещенных в зале уче ников Венецианова. Здесь с дореволюцион ной поры висели два небольших по разме ру холста Федора Гучкова. Они поступили в музей в 1908 году из коллекции великого князя Сергея Александровича. Этот отпрыск царской фамилии, ближай ший советчик Николая II, был ярым реак ционером и религиозным фанатиком. Он занимал сразу два высоких поста: москов ского генерал-губернатора и командующе го войсками военного округа. Прославился массовыми арестами революционеров, го нениями на печать, настойчивыми попытка ми подорвать рабочее движение с по мощью провокаторов. Эта деятельность великого князя вызывала такую ненависть всей передовой России, что, по словам Владимира Ильича Ленина, Сергей Алек сандрович «революционизировал Москву едва ли не лучше многих революционе ров». Он был убит бомбой, которую бросил в него эсер Иван Каляев в Кремле. Вот тогда и перешли картины из галереи великого князя в собрание Русского музея. Они были в красивых дорогих рамах, с зер кально отполированными металлическими табличками, покрытыми витиеватой грави ровкой. Романовы, самые богатые поме щики России, тратили на свои коллекции такие деньги, что работники музея в то время могли только мечтать о подобных суммах. Правда, не все представители им ператорского дома отличались хорошим вкусом: многие их приобретения имели весьма отдаленное отношение к подлинно высокому искусству. Хорошо хоть с картинами Федора Гучко ва великий князь не ошибся. Они были достойны находиться в музее, соседство вать с лучшими творениями отечественных живописцев. Оба небольших по размеру холста — «Готический зал в Зимнем двор це» и «Кабинет Ольги Николаевны» — изображают помещения императорской резиденции. Великая княжна Ольга была невестой наследного принца Вюртемберг ского Карла, а выйдя за него замуж, стала впоследствии королевой этого небольшого немецкого государства. Но дело не в ней, а в картинах Гучкова. Их автор уверенно справился с трудной задачей написать огромный Готический зал, уходящий вдаль, при сложноА двой ном освещении, тонкую лепку колонн и по толка. В кабинете княжны Ольги точно выписаны расписной потолок, узорный пар кет, нарядная ширма, занавеси. Картины отличаются тщательной проработкой дета лей, характерной для времени их созда ния — середины девятнадцатого века. Но эта тщательность не приводит к сухости. Художник добросовестно следовал нату ре, однако не был рабом мелочей. Он ох ватил целое, передал свое настроение, ис пользовал яркие сочетания цветов. Его холсты живописно выразительны, строги по рисунку и свидетельствуют о том, что Гучков свободно владел законами перс пективы. Потому и сохранились эти холсты в со ветской экспозиции Русского музея. Но вот пришел черед занести основные данные о них в каталог. Смирнов снял со стены кар тину «Готический зал в Зимнем дворце». Ее измерили и убедились, что размеры точно указаны в табличке: 36 на 46 санти метров. Ни в красочном слое, ни на обо роте холста не оказалось подписи автора и даты. Обратились к «Кабинету Ольги Ни колаевны». Не вызывало никаких'сомнений, что обе работы выполнены одним художни ком. На втором холсте авторская подпись была. Стояла и дата: 15 мая 1846 года. Но почему вдруг замешкался Юрий Викторо вич? Он снова и снова перечитывал отчет ливую, совершенно ясную подпись, при стально вглядывался в латинские буквы и вдруг почувствовал, что волнуется. «Спо койно»,— сказал себе Смирнов. Медленно, заставляя себя не торопиться, протер стек ла очков носовым платком. Опять прочел подпись. Нет, теперь уже не оставалось никаких сомнений: — Федор Юшков, а не Гучков! Вот что наделал малограмотный служи тель галереи великого князя! Дореволю ционные работники Русского музея пове рили солидной табличке и не прочли на холсте подлинной фамилии автора, когда принимали в хранилище новые экспонаты. А после Великого Октября нахлынули го раздо более неотложные дела. Однако нельзя сказать, что все эти годы холсты Федора Гучкове оставались в глубо кой тени. Как только они появились в му зее, искусствоведы заинтересовались име нем автора. Оно встретилось им впервые. Кто же такой Гучков? Когда он жил, что еще создал, как сложился его творческий путь? Следы незнакомого живописца искали долго. Наконец, нашли их в переписке Ве нецианова. Алексей Гаврилович Венецианов был не только одним из крупнейших русских ху дожников первой половины девятнадцатого века — основоположникоз бытового жанра в отечественной живописи. Он уже зрелым мастером нашел в себе силы отказаться от проторенного пути и в сорок лет начал ра ботать заново: изображать простых кресть ян в их будничной жизни, обыденном труде. Венецианов создавал народные образы, исполненные душевного благородства, че ловеческого достоинства, моральной чисто ты и внутренней цельности. Живописец стремился к реалистической достоверно сти, естественности изображения. Великие цели поставил перед собой Алек сей Гаврилович, пошел к ним смело и на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2