Сибирские огни № 05 - 1979
зывает сомнение название картины. Значит, нужно проверить, узнать, уточнить. Порой знак вопроса стоит на табличке многие де сятилетия, но в конце концов труд ученых стирает его. Необходимо знать не только те сведе ния, которые вмещает краткая табличка. Научные сотрудники стремятся изучить каждый экспонат как можно подробнее. Их интересует все: биография художника, его творческий путь, история создания ве щи, кому она принадлежала, что о ней го ворили и писали современники... Из таких элементов знания складывается объектив ное представление о каждой вещи, ее ав торе, его мировоззрении, стиле и художе ственных приемах, его окружении, о месте того или иного произведения в его творче ском наследии, о роли его наследия для со временников и потомков, а в конечном счете — о развитии всего изобразительно го искусства, культуры народа и челове чества. Жизнь картины начинается с того момен та, когда художник задумал ее написать. Как он воплощает свЪю идею? Как рабо тает? Всем хорошо знакомо, а многими люби мо полотно Василия Ивановича Сурикова «Переход Суворова через Альпы», которое украшает Русский музей. Круто, почти от весно уходит вниз, в пропасть, каменистый заснеженный спуск. Лица солдат, заглянув ших в эту пропасть, серьезны, тревожны. Но здесь же, на самом краю обрыва, вер хом на коне — Суворов. Он бросил шутку, чтобы подбодрить своих чудо-богатырей, и у них полегчало на душе. Художник славит мужество и стойкость, величие духа русского человека. По лотно дышит правдой, ярко и вол нующе передает переживания солдат, их подвиг. А правдивой картину сде лал не только огромный талант живо писца, но и его отвага Суриков поехал в Альпы. Там он поднялся на головокружи тельную вершину и съехал с нее в вихре снежной пыли — точно так же, как суво ровские стрелки. Теперь он до конца по чувствовал то, что решил изобразить. Не менее интересна предыстория и дру гих суриковских произведений, собранных в Русском музее. Работая над картиной «Покорение Сибири Ермаком», художник создал огромное количество этюдов. Он без устали ездил верхом по сибирским селениям, рисовал татар, бурят, ханты, эвенков. Ведь в кучумовом войске были люди разных народностей. Рисовал и каза ков, искал в своих современниках и земля ках черты, которые помогли бы ему прав доподобно рассказать о далеком и славном прошлом. Василий Иванович горячо любил свою родину — Сибирь, у всегда стремил ся к ней. Но он помнил, что казаки Ерма ка пришли с Дона. И поиски исторической правды привели его в донские степи. Три лета подряд провел живописец на колесах и в седле в поисках типов для своего по лотна. Для картины «Взятие снежного городка» Сурикову потребовались настоящие снеж ные крепости. Их строили по просьбе ху дожника в нескольких селах, украшали башнями, фигурами зверей, лепили кон ские головы. А потом перед сверкающей крепостью выскакивал всадник, пришпо ривал коня. И конь, храпя, вставал на ды бы, проламывал грудью брешь в снежной стене. Василий Иванович с детства любил эту удалую сибирскую забаву — далекий отголооок боевого прошлого казачьих дру жин, когда они с боем брали татарские крепости. Он просил снова и снова повто рять штурм городка, торопился схватить момент, который предстояло изобразить на холсте... Все это — не просто любопытные факты биографии Сурикова. Они говорят об ог ромном всепоглощающем труде, о суровой требовательности великого мастера к себе и к своему искусству. Далеко не о каждом музейном экспона те известны такие подробности. Много не разгаданных тайн хранят картины, скульп туры, рисунки, гравюры, декоративные изделия. Работа над каталогом собрания Русского музея началась в середине пятидесятых го дов. Продолжается она по сей день. Никак не ожидали научные сотрудники, что этот труд потребует столько времени, хотя и по нимали, что дело им предстоит кропотли вое. Но постепенно выяснилось, что в про верке нуждается почти каждая вещь. Главную ценность музея — собрание жи вописи — предстояло представить в не скольких солидных томах. Их редактором назначили превосходного знатока отечест венного изобразительного искусства, авто ра многих научных трудов Юрия Викторо вича Смирнова. Он и его помощники внасли более тысячи поправок в существовавшие раньше сведения о картинах. Каждой такой поправке предшествовало целое исследование, иногда длительное и очень трудоемкое. Приходилось искать ис торические документы, сверять десятки противоречивых свидетельств, запрашивать материалы из других музеев или ездить туда в командировки... Вся эта работа называется атрибуцией. Она требует огромных, прямо-таки энцик лопедических знаний. Исследователь, кото рый, скажем, занимается живописью вто рой половины восемнадцатого века, дол жен ответить на любой вопрос об этой эпохе. Спросите его, и он скажет не толь ко о том, чем отличалась манера письма каждого художника, но и о прочих вещах, прямо относящихся к истории изобрази тельного искусства. Он объяснит, какими были в ту эпоху экипажи, чем отличались офицерские мундиры разных гвардейских полков, какие танцы вошли в моду... Работнику музеев приходится разбирать ся и в парикмахерском деле. Допустим, нужно установить дату, хотя бы приблизи тельную, когда был написан портрет моло дой светской женщины. Как это сделать? Можно идти разными путями. Один из них поведет к специальным книгам о том, как выглядели прически модниц в разные вре мена.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2