Сибирские огни № 05 - 1979

Именно эрмитажный, а не шведский! У то-, го и живопись, и рисунок заметно слабее. Фигуры невыразительны, их жесты неоправ­ данны. Некоторые места огрублены и уп­ рощены, а то и просто смазаны. Любая де­ таль, что ни возьми, выполнена поверх­ ностно и вяло. А главное, вариант из Гётеборга лишен той мягкости светотени, которая придает полотнам Рембрандта осо­ бую выразительность и живописную цель­ ность. И все, чего не хватает шведской картине, есть в ленинградской. Так где же копия, а где оригинал? Ирина Владимировна понимала: вопрос слишком ответственный, чтобы решить его с помощью одного стилистического анали­ за. А история экспоната Эрмитажа не ясна. Никто не знает, как картина попала в Пет­ роград, где находилась раньше. В докумен­ тах истории Нидерландов есть лишь одно упоминание, которое, может быть, имеет отношение к этому произведению: в нача­ ле восемнадцатого века маленькая карти­ на Рембрандта «Поклонение волхвов» на­ ходилась В галерее принца Оранского. Но это ничего не доказывает. Кто может по­ ручиться, что речь идет именно об эрми­ тажном экспонате, а не о гётеборгском или о каком-то третьем, исчезнувшем произ­ ведении? В Эрмитаже решили: нужно провести рентгеновское исследование экспоната. И вот в темной комнате за тяжелыми ме­ таллическими дверями включен аппарат. Давно Ирина Владимировна так не волно­ валась: что увидит она на экране, что по­ кажут снимки? Невидимый луч проник в глубь красоч­ ного слоя. И вдруг фигура мальчика, си­ дящего в середине первого плана карти­ ны, исчезла. На его месте оказался... луч. Но не рентгеновский, а солнечный, напи­ санный художником, а потом закрашенный. Выявились и другие переделки. Значит, это полотно писал не копиист, а Рембрандт! Кроме того, рентген показал, что подпись автора и дата — подлинные. Последнее доказательство пришло с неожиданной стороны. Линник узнала, что шведские искусствоведы больше не счита­ ют гётеборгскую картину оригиналом. Ко­ нечно, неприятно лишиться холста гени­ ального мастера, но научная добросовест­ ность должна быть выше всяких эмоций. Выяснилось, что эту копию написал после­ дователь Рембрандта Саломон Конинк. Копия попала в Швецию, а подлинник — в Россию. Это было одно из крупнейших открытий советского искусствоведения за всю его историю. Так появился в Эрмитаже двадцать шес­ той Рембрандт. Многие видные ученые, художники, кри­ тики телеграммами и письмами поздрави­ ли Ирину Владимировну с блестящим от­ крытием. Многие постарались приехать в Ленинград, чтобы увидеть эту картину, ставшую дорогим подарком для всех, кто любит искусство. «Поклонение волхвов» помещено по со­ седству с «Данаей», «Возвращением блуд­ ного сына» и другими шедеврами, давно известными миру. Казалось, что творчество Рембрандта, его трагическая судьба изуче­ ны досконально, никаких тайн не осталось. И вдруг — такая новость! А все началось со случайного взгляда на один из тысяч экспонатов в тихом хранилище, где еще ждут своей очереди картины неизвестных авторов, неизвестно где и неизвестно ког­ да написанные. Художник, которого не было С некоторых пор в квартире Юрия Вик­ торовича Смирнова, человека сугубо сухо­ путного, появился морской пейзаж. Нет, Юрий Викторович не пристрастился к вод­ ным путешествиям. Да и не осталось давно таких старинных парусных кораблей, как тот, что изображен на рисунке. Тут совсем другая история. Началась она вскоре после того, как в Русском музее приступили к длительной и очень сложной работе: составлению гене­ рального каталога всех сокровищ этого богатейшего хранилища. Последний каталог здесь был выпущен в 1917 году после Фев­ ральской революции. Сколько лет прошло! За это время фонды музея изменились не­ узнаваемо. Они пополнились тысячами, десятками тысяч произведений искусства из национа­ лизированных коллекций царской семьи, дворянской знати и богачей, приобретения­ ми закупочной комиссии. Огромное коли­ чество вещей подарили авторы и коллекцио­ неры. Заметно обогатили музей экспедиции его сотрудников за произведениями народ­ ного и декоративно-прикладного искусства. Часть экспонатов перешла во вновь создан­ ные или реорганизованные музеи и кар­ тинные галереи. Кроме того, стал другим взгляд на мно­ гие вещи, которыми Русский музей владел с дореволюционных времен. Появились но­ вые документы, исследования искусство­ ведов. Они иногда совершенно перевора­ чивали представления о том или ином экс­ понате. Все эти изменения нужно было учесть при составлении каталога. Да и сама рабо­ та над ним служила веским поводом для того, чтобы проверить все накопившиеся данные, подвергнуть их ревизии, сопоста­ вить противоречивые точки зрения и найти истину. У каждой музейной вещи есть своего ро­ да паспорт-табличка. В ней мы находим от­ веты на важнейшие вопросы: имя автора, годы его жизни, название предмета, дата его создания, техника исполнения и мате­ риалы, которыми пользовался автор, раз­ меры произведения... Далеко не всегда графы этого «паспор­ та» заполнены целиком. И сейчас еще под некоторыми картинами значится: «Работа неизвестного художника». Иногда после фамилии автора или даты стоит знак во­ проса. В других случаях нет сведений о том, кто изображен на портрете или вы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2