Сибирские огни № 05 - 1979
Именно эрмитажный, а не шведский! У то-, го и живопись, и рисунок заметно слабее. Фигуры невыразительны, их жесты неоправ данны. Некоторые места огрублены и уп рощены, а то и просто смазаны. Любая де таль, что ни возьми, выполнена поверх ностно и вяло. А главное, вариант из Гётеборга лишен той мягкости светотени, которая придает полотнам Рембрандта осо бую выразительность и живописную цель ность. И все, чего не хватает шведской картине, есть в ленинградской. Так где же копия, а где оригинал? Ирина Владимировна понимала: вопрос слишком ответственный, чтобы решить его с помощью одного стилистического анали за. А история экспоната Эрмитажа не ясна. Никто не знает, как картина попала в Пет роград, где находилась раньше. В докумен тах истории Нидерландов есть лишь одно упоминание, которое, может быть, имеет отношение к этому произведению: в нача ле восемнадцатого века маленькая карти на Рембрандта «Поклонение волхвов» на ходилась В галерее принца Оранского. Но это ничего не доказывает. Кто может по ручиться, что речь идет именно об эрми тажном экспонате, а не о гётеборгском или о каком-то третьем, исчезнувшем произ ведении? В Эрмитаже решили: нужно провести рентгеновское исследование экспоната. И вот в темной комнате за тяжелыми ме таллическими дверями включен аппарат. Давно Ирина Владимировна так не волно валась: что увидит она на экране, что по кажут снимки? Невидимый луч проник в глубь красоч ного слоя. И вдруг фигура мальчика, си дящего в середине первого плана карти ны, исчезла. На его месте оказался... луч. Но не рентгеновский, а солнечный, напи санный художником, а потом закрашенный. Выявились и другие переделки. Значит, это полотно писал не копиист, а Рембрандт! Кроме того, рентген показал, что подпись автора и дата — подлинные. Последнее доказательство пришло с неожиданной стороны. Линник узнала, что шведские искусствоведы больше не счита ют гётеборгскую картину оригиналом. Ко нечно, неприятно лишиться холста гени ального мастера, но научная добросовест ность должна быть выше всяких эмоций. Выяснилось, что эту копию написал после дователь Рембрандта Саломон Конинк. Копия попала в Швецию, а подлинник — в Россию. Это было одно из крупнейших открытий советского искусствоведения за всю его историю. Так появился в Эрмитаже двадцать шес той Рембрандт. Многие видные ученые, художники, кри тики телеграммами и письмами поздрави ли Ирину Владимировну с блестящим от крытием. Многие постарались приехать в Ленинград, чтобы увидеть эту картину, ставшую дорогим подарком для всех, кто любит искусство. «Поклонение волхвов» помещено по со седству с «Данаей», «Возвращением блуд ного сына» и другими шедеврами, давно известными миру. Казалось, что творчество Рембрандта, его трагическая судьба изуче ны досконально, никаких тайн не осталось. И вдруг — такая новость! А все началось со случайного взгляда на один из тысяч экспонатов в тихом хранилище, где еще ждут своей очереди картины неизвестных авторов, неизвестно где и неизвестно ког да написанные. Художник, которого не было С некоторых пор в квартире Юрия Вик торовича Смирнова, человека сугубо сухо путного, появился морской пейзаж. Нет, Юрий Викторович не пристрастился к вод ным путешествиям. Да и не осталось давно таких старинных парусных кораблей, как тот, что изображен на рисунке. Тут совсем другая история. Началась она вскоре после того, как в Русском музее приступили к длительной и очень сложной работе: составлению гене рального каталога всех сокровищ этого богатейшего хранилища. Последний каталог здесь был выпущен в 1917 году после Фев ральской революции. Сколько лет прошло! За это время фонды музея изменились не узнаваемо. Они пополнились тысячами, десятками тысяч произведений искусства из национа лизированных коллекций царской семьи, дворянской знати и богачей, приобретения ми закупочной комиссии. Огромное коли чество вещей подарили авторы и коллекцио неры. Заметно обогатили музей экспедиции его сотрудников за произведениями народ ного и декоративно-прикладного искусства. Часть экспонатов перешла во вновь создан ные или реорганизованные музеи и кар тинные галереи. Кроме того, стал другим взгляд на мно гие вещи, которыми Русский музей владел с дореволюционных времен. Появились но вые документы, исследования искусство ведов. Они иногда совершенно перевора чивали представления о том или ином экс понате. Все эти изменения нужно было учесть при составлении каталога. Да и сама рабо та над ним служила веским поводом для того, чтобы проверить все накопившиеся данные, подвергнуть их ревизии, сопоста вить противоречивые точки зрения и найти истину. У каждой музейной вещи есть своего ро да паспорт-табличка. В ней мы находим от веты на важнейшие вопросы: имя автора, годы его жизни, название предмета, дата его создания, техника исполнения и мате риалы, которыми пользовался автор, раз меры произведения... Далеко не всегда графы этого «паспор та» заполнены целиком. И сейчас еще под некоторыми картинами значится: «Работа неизвестного художника». Иногда после фамилии автора или даты стоит знак во проса. В других случаях нет сведений о том, кто изображен на портрете или вы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2