Сибирские огни № 05 - 1979
града экспонаты музея, как уверенно и безошибочно снимала вопросы, долго не дававшие покоя сибирякам. Но главное — Тербрюгген. Копия или подлинник? Чем дольше всматривалась ис следовательница в картину, тем больше убеждалась: перед нею оригинал. Подра жатель или фальсификатор не мог с такой точностью передать своеобразные для каж дого сложившегося мастера методы ' на ложения краски на грунт, форму мазка. Да и откуда взять копиисту такую свободу, жи вость и бойкость в работе? Копия всегда суше и холоднее. Ее пишут, заботясь, глав ным образом, о сходстве, о формальном подобии, а не об искренности чувства. К тому же, на полотне видны следы пере делок. Они проступили с течением време ни на поверхность и убедительно свиде тельствуют о процессе самостоятельного творчества, о поисках лучших художест венных и композиционных решений во вре мя создания картины. Зачем это делать подражателю? Линник и Фатьянов сердечно поздравили друг друга. Не зря они трудились! В Со ветском Союзе теперь два произведения Хендрика Тербрюггена — в Ленинграде и Иркутске. Специалисты разных стран, занимающие ся голландской живописью, отметили эту находку. Они уже хорошо знали имя та лантливой сотрудницы Эрмитажа. После серии ее открытий никто больше не обра щался к ней со словами «Дорогой сэр...» Но в один прекрасный день известность Ирины Линник среди солидных ученых пе реросла в мировую славу. Газеты и жур налы всех стран известили читателей об огромном событии в мире искусства: в Эр митаже появился двадцать шестой Ремб рандт! Это была та самая копия, к которой Ири на Владимировна приглядывалась уже дав но, однако не спешила заняться ею вплот ную. Сначала нужно было набраться зна ний и опыта, досконально изучить голланд скую живопись в ее развитии, понять, из каких родников берет начало это феноме нальное явление мировой культуры — Рембрандт ван Рейн. В 1923 году из частного собрания в Эр митаж поступила небольшая картина «По клонение волхвов». Написана она в технике гризайли, то есть в одном цвете масля ной краски, с использованием лишь раз личных ее оттенков. У нижнего края холста, немного правее середины, стоят подпись и дата: «Рембрандт. 1632». Но хранители му зея знали, что работа гениального мастера, точно такая же по названию, композиции и технике исполнения, находится в частном собрании в Стокгольме. Знали они и о не зыблемом правиле Рембрандта: никогда не повторять своих произведений. Значит, Эр митаж стал владельцем лишь чьей-то ко пии со стокгольмской гризайли. Конечно, ограничиваться логическим вы водом в решении такого важного вопроса, не исследовав произведения, было поспеш но. Но в то время в музей хлынул огром ный поток экспонатов из национализиро ванных коллекций. Императорский Эрми таж перестраивал свою работу под ленинским лозунгом: «Искусство принад лежит народу». Во всех этих заботах у хра нителей не хватило времени и сил осно вательно заняться скромным хоястом. Картину поместили в запасник, да не в основной, где хранятся экспонаты, почти равные шедеврам, выставленным в залах, а во вспомогательный, в общество менее значительных подлинников и удачных ко пий. Полотно не включили в каталог, никог да не экспонировали и нигде не публико вали. О существовании этого холста никто не знал за пределами Эрмитажа. А науч ные сотрудники музея его по-прежнему обходили вниманием. Так и прошли сорок пять лет, пока на незаметный экспонат фонда живописи не упал случайный взгляд Ирины Линник. Она пришла в то помещение поработать с дру гими картинами, которые, к счастью, ока зались соседями гризайли «Поклонение волхвов». Ирина Владимировна залюбова лась картиной. Она была необычной для гризайли — двухтоновой. Первый план ху дожник написал сепией — теплой коричне вой краской, а второй план и фон сделал серыми. Этот холодный цвет казался голу боватым благодаря мастерскому, точно найденному сопоставлению с передним планом. Красочная гамма в целом получи лась на редкость красивой. Взгляд исследовательницы, естественно, упал на подпись. Она была отчетливой и выглядела не менее убедительной, чем ав тографы Рембрандта на других его рабо тах. Но не мог же оригинал гениального мастера попасть в запасник, и она не могла не знать о нем! Значит, копия... И все же, нужно поинтересоваться этим странным экспонатом Линник нашла в картотеке «паспорт» кар тины с длинным порядковым номером. Обычно такие карточки содержат мно жество сведений: имя автора, название ве щи, ее размеры, материал, техника испол нения, сюжет, состояние экспоната, данные его «биографии»... Здесь описание было кратким и беглым: «Неизвестный худож ник голландской школы семнадцатого ве ка, «Поклонение волхвов», гризайль». Приш лось потратить немало времени, чтобы вы яснить историю приобретения картины и причины, по которым в далеком 1923 году ее сочли не стоящей серьезного внимания копией. Эти доводы показались Ирине Вла димировне спорными. Ведь она видела, чувствовала, понимала: вещь написана с огромным мастерством. Во всяком случае, нужно сделать то, чего не сделали сразу: сравнить эрмитажную и шведскую картины. Выяснилось, что шведская гризайль пе решла из частного собрания в Стокгольме в государственный художественный музей в Гётеборге. Линник отыскала ее репро дукцию и углубилась в изучение двух кар тин. Их композиция, расстановка и харак теристика персонажей, цветовая гамма действительно оказались одинаковыми. Но Ирину Владимировну поразило, насколько эрмитажный вариант выше качеством.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2