Сибирские огни № 05 - 1979

Теперь искусствоведы смогли, наконец, увидеть, как Франс Хальс относился к ре­ лигиозной теме. Он взялся за нее словно для того только, чтобы выступить против христианского канона. Изображая «свя­ тых», живописец лишил их всяких призна­ ков святости, полностью отказался от какой бы то ни было идеализации. Его евангели­ сты — простые мужики, люди «низкого со­ словия». Не зная церковной мифологии, ни за что не догадаешься, что рядом с Мат­ феем стоит ангел. Обычно его изображали этаким кудрявым красавчиком с ямочками на щеках и с крыльями за спиной. У Халь- са ангел стал обыкновенным мальчишкой с круглым лицом, широким вздернутым но­ сом, полными губами. Во взгляде его боль­ ших глаз нет ничего божественного — про­ сто ему интересно, чем так углубленно за­ нимается рыжебородый старик. Работая над «Евангелистами», Франс Хальс остался верен гноим реалистиче­ ским и демократическим принципам. Чтобы так представить «святых», нужна была боль­ шая смелость. Недаром в конце жизни ху­ дожник тоже вступил з конфликт с буржу­ азным обществом и так же как Рембрандт, умер в бедности. Ирина Владимировна Линник опублико­ вала сообщение о своем открытии. Оно взбудоражило зарубежных ученых. Про­ фессор Гарвардского университета Симор Слайв, многие годы посвятивший изучению жизни и творчества Хальса, прислал в Эрми­ таж письмо. Оно вызвало у исследователь­ ницы улыбку — профессор не знал, что об­ ращается к женщине: «Дорогой сэр! Я слы­ шал, что вы нашли две картины Франса Хальса. Правда ли это?» Линник послала ему фотографии холстов. Но они не убе­ дили Слайва. Только приехав в Ленинград, он удостоверился в правоте Ирины Влади­ мировны и горячо поздравил ее. В 1962 году голландские искусствоведы организовали большую международную выставку произведений Хальса в Гарлеме. Советский Союз отправил на нее «Еванге­ листов». На аэродроме их встречала толпа. Ни один экспонат выставки не пользовался таким вниманием, как эти два холста. Ведь почти двести лет на родине художника их считали пропавшими! Произведениями зарубежных мастеров владеют многие советские музеи. Но дале­ ко не каждому хранителю по плечу глубо­ кое исследование, научно обоснованное определение, доказательная оценка экспо­ натов. Поэтому работники республиканских и областных хранилищ часто обращаются за помощью в Эрмитаж. Здесь работают специалисты мирового класса, созданы воз­ можности для всестороннего изучения про­ изведений искусства. Однажды в дирекцию Эрмитажа пришло письмо директора Иркутского художест­ венного музея Алексея Дементьевича Фатьянова. Он попросил установить автора картины «Увенчание Христа терниями». Ее подарил музею местный коллекционер. Полотно сразу включили в экспозицию. Было видно, что написал его какой-то круп­ ный художник семнадцатого века. Иркут­ ские искусствоведы долго изучали литера- ТУРУ! репродукции картин этого периода. Трудились, пока не отчаялись в успехе. Фатьянов вместе с письмом вложил в конверт небольшую фотографию картины. Линник посмотрела на нее и сразу выска­ зала предположение: Тербрюгген! Голланд­ ский мастер первой половины семнадцато­ го века Хендрик Тербрюгген из Утрехта. Рубенс назвал его единственным настоя­ щим живописцем Нидерландов. Великий фламандец, конечно, был слишком катего­ ричен, но так сильно понравившийся ему художник в то время действительно выде­ лялся среди коллег. Тербрюгген первым ввел в историческую живопись националь­ ные голландские типы из простонародья. Он умело владел колоритом и скользящим освещением, его контрастами. У Тербрюг- гена учился Питер Ластман — учитель Рем­ брандта. Утрехтский мастер повлиял и на творчество Хальса. Всего этого достаточно, чтобы порадоваться его работе, так не­ ожиданно обнаружившейся в Сибири. Ирине Владимировне очень хотелось, чтобы ее догадка оправдалась. Ведь Эрми­ таж владеет лишь одной картиной Тербрюг- гена, причем она — единственная в Со­ ветском Союзе. Но сделать окончательный вывод по снимку малого размера невоз­ можно. Линник сообщила в Иркутск о сво­ ей догадке и попросила прислать крупные фотографии деталей картины. Получив их, тщательно изучала почерк мастера. Он был уже знаком ей не только по эрмитажному холсту, но и по экспонатам музеев Голлан­ дии, Венгрии, ГДР, Сравнительный анализ свидетельствовал в пользу первоначально­ го определения. Кроме единства стиля и живописной техники появился дополнитель­ ный и веский аргумент: на иркутской кар­ тине и на репродукции холста Тербрюгге- на «Юноша, закуривающий трубку» из музея венгерского города Эгера Линник обнаружила персонажи, написанные с од­ ного лица. Сомнений не оставалось: экспонат Ир­ кутского музея создал выдающийся мастер из Утрехта. Если только это не копия его работы. Как ответить на этот последний, но очень важный вопрос? Исследователи жизни и творчества Тербрюггена ни сло­ вом не упомянули о картине, о ней не го­ ворится ни в одном известном документе. Задача трудная. Решить ее можно только с помощью непосредственного изучения полотна, всех его элементов: от авторской манеры класть краску, до характера холста и его состояния. Линнйк приехала в Иркутск и работала там две недели. Она была в восторге от старинного сибирского города, от музея и его директора. Алексей Дементьевич Фать­ янов способен покорить каждого своей горячей преданностью искусству. В свою очередь, яркий искусствоведческий талант Ирины Владимировны, ее глубочайшие по­ знания произвели большое ( впечатление на иркутян. Нужно было слышать, как метко и тонко характеризовала гостья из Ленин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2