Сибирские огни № 05 - 1979
желой работе. На заднем плане картины проглядывает голова быка. На другом по лотне изображен старик с длинной рыжей бородой, в одежде, напоминающей плащ рыбака. Он сосредоточенно читает такую же толстую книгу. А над ней высовывается русая вихрастая голова мальчишки. Он с интересом смотрит на старика. А как талантливо все это написано! Плав ный свободный мазок, смелый и четкий рисунок, непринужденная техника уверен ного в себе мастера. Никакой светотени. В этом отношении автор — противополож ность Рембрандту, но, как и он, убежден ный реалист и демократ... — Да это же Хальс! — воскликнула Ири на Владимировна, однако воскликнула мол ча, боясь поверить интуиции, не желая волновать понапрасну одесских коллег. Вслух же спросила спокойным и ровным голосом: — Откуда у вас эти полотна? — Из Одесской картинной галереи рус ского искусства. Туда поступили после ре волюции. Подробности не известны. А нам их передали как работы неизвестного авто ра девятнадцатого века. — Не думаю, что это так. Они опреде ленно старше. — Но вот же даты, Ирина Владимировна! В правом нижнем углу обеих картин стояли цифры, нанесенные красной кра ской: 1895 и 1896. Но датами они быть не могут — с характером живописи это совер шенно не вяжется. Очень похоже, что по лотна вышли из мастерской Франса Хальса, а он, как и Рембрандт, творил в семнадца том веке. И не этого ли длиннобородого > старика видела она в Гарлеме, в музее ве ликого художника, на его огромном груп повом портрете «Собрание офицеров стрелковой гильдии святого Адриана»? Почти одно и то же лицо. Неужели «Еван гелисты»? Линник уехала в Ленинград, так и не сказав одесситам о своей сенсационной до гадке. Попросила прислать картины в Эр митаж для исследования. Обстоятельный стилистический анализ одесских полотен подтвердил: налицо все признаки раннего Хальса. Доказательств столько, что они убедят любого скептика. Но Ирина Владимировна все раздумывала 0 непонятных красных цифрах. Раз это не даты, значит, номера. Стало быть, полотна были раньше в каком-то крупном собра нии... Вспомнила! Именно такие номера красной краской ставили на экспонатах в Эрмитаже в первые десятилетия его суще ствования. Обрадованная исследовательни ца чуть ли не бегом бросилась в научную библиотеку музея, попросила рукописный каталог, составленный в 1773 году. И нашла записи, которые ожидала увидеть. Под но мером 1895 стояло: «Франсуа Гальс. Еван гелист святой Лука. Полуфигура в нату ральную величину. На холсте. Высота 1 аршин, ширина 12 1/2 вершков». Под но мером 1896: «Евангелист святой Матфей», а дальше — такое же описание и размеры. Здесь же значились изображения и осталь ных мифических авторов Евангелия — Мар- 11 Сибирские огни № 5 ка и Иоанна. Значит, вся серия этих не обычных для Хальса полотен принадлежа ла России! А искусствоведы всего мира считали их безвозвратно пропавшими! Франс Хальс пользовался громкой сла вой непревзойденного портретиста. Лишь из документов известно, что он пробовал силы и в других жанрах живописи: создал несколько аллегорических и «историче ских» картин. До сих пор ни одной из них не удавалось обнаружить. Специалисты об этом очень жалели: их представление о творческом диапазоне живописца было не полным. Линник выяснила, что последний раз «Евангелисты» Хальса упоминались в Гол ландии в каталоге аукциона в 1771 году. Полотна купил крупный торговец картин Ян Эйфер. С тех пор они исчезли. Но ра ботники Эрмитажа прекрасно знают из истории музея, что произошло дальше. В Амстердам на распродажу крупных коллекций съехались многие богатые люби тели искусства, перекупщики, посланцы ев ропейских монархов. Шли упорные торги. И все-таки, если цены поднимались слиш ком высоко, благоразумие брало верх. Никто не хотел разоряться даже из-за Рембрандта. Один только Ян Эйфер не от ступал и, не моргнув глазом, выкладывал за небольшой холст такую сумму, за кото рую, кажется, можно было купить город. Соперники Эйфера злились и гадали, ка ким образом этому ловкачу удалось так разбогатеть. Когда аукцион закончился, оказалось, что все самые ценные полотна перешли в руки Эйфера. Он купил их по тайному по ручению Екатерины II и вскоре отправил в Петербург. Из гавани, распустив паруса, вышел корабль, в трюмах которого лежали заботливо упакованные шедевры. До рус ской столицы оставалось недалеко, перед глазами капитана уже маячили угрюмые берега Финляндии. Внезапно их заволокла непроницаемая завеса косматых туч, под нялся ураганный ветер. Затрещали и рух нули мачты, корабль напоролся на скалы, в трюмы хлынула свинцовая вода... Так человечество лишилось бесценных сокровищ. А как же уцелели полотна Халь са? Часть своих приобретений для Эрмита жа Эйфер отправил на другом корабле. Он благополучно достиг цели. Оставалось вы яснить, почему «Евангелисты» ушли из им ператорской коллекции. Об этом рассказал архив музея. В его богатых фондах Линник нашла распоряжение Александра I храни телям живописной галереи: отобрать кар тины «для украшения католических церк вей Таврической губернии». По капризу царя 20 марта 1812 года сокровищница ис кусства лишилась тридцати полотен. Судь ба большинства из них неизвестна. А «со слали» в Крым вещи ценные, первокласс ные. В то время при дворе отдавали пред почтение академической живописи и реалистическими произведениями Хальса дорожили гораздо меньше, чем надуман ными, холодными, но эффектными полот нами второразрядных художников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2