Сибирские огни № 05 - 1979

желой работе. На заднем плане картины проглядывает голова быка. На другом по­ лотне изображен старик с длинной рыжей бородой, в одежде, напоминающей плащ рыбака. Он сосредоточенно читает такую же толстую книгу. А над ней высовывается русая вихрастая голова мальчишки. Он с интересом смотрит на старика. А как талантливо все это написано! Плав­ ный свободный мазок, смелый и четкий рисунок, непринужденная техника уверен­ ного в себе мастера. Никакой светотени. В этом отношении автор — противополож­ ность Рембрандту, но, как и он, убежден­ ный реалист и демократ... — Да это же Хальс! — воскликнула Ири­ на Владимировна, однако воскликнула мол­ ча, боясь поверить интуиции, не желая волновать понапрасну одесских коллег. Вслух же спросила спокойным и ровным голосом: — Откуда у вас эти полотна? — Из Одесской картинной галереи рус­ ского искусства. Туда поступили после ре­ волюции. Подробности не известны. А нам их передали как работы неизвестного авто­ ра девятнадцатого века. — Не думаю, что это так. Они опреде­ ленно старше. — Но вот же даты, Ирина Владимировна! В правом нижнем углу обеих картин стояли цифры, нанесенные красной кра­ ской: 1895 и 1896. Но датами они быть не могут — с характером живописи это совер­ шенно не вяжется. Очень похоже, что по­ лотна вышли из мастерской Франса Хальса, а он, как и Рембрандт, творил в семнадца­ том веке. И не этого ли длиннобородого > старика видела она в Гарлеме, в музее ве­ ликого художника, на его огромном груп­ повом портрете «Собрание офицеров стрелковой гильдии святого Адриана»? Почти одно и то же лицо. Неужели «Еван­ гелисты»? Линник уехала в Ленинград, так и не сказав одесситам о своей сенсационной до­ гадке. Попросила прислать картины в Эр­ митаж для исследования. Обстоятельный стилистический анализ одесских полотен подтвердил: налицо все признаки раннего Хальса. Доказательств столько, что они убедят любого скептика. Но Ирина Владимировна все раздумывала 0 непонятных красных цифрах. Раз это не даты, значит, номера. Стало быть, полотна были раньше в каком-то крупном собра­ нии... Вспомнила! Именно такие номера красной краской ставили на экспонатах в Эрмитаже в первые десятилетия его суще­ ствования. Обрадованная исследовательни­ ца чуть ли не бегом бросилась в научную библиотеку музея, попросила рукописный каталог, составленный в 1773 году. И нашла записи, которые ожидала увидеть. Под но­ мером 1895 стояло: «Франсуа Гальс. Еван­ гелист святой Лука. Полуфигура в нату­ ральную величину. На холсте. Высота 1 аршин, ширина 12 1/2 вершков». Под но­ мером 1896: «Евангелист святой Матфей», а дальше — такое же описание и размеры. Здесь же значились изображения и осталь­ ных мифических авторов Евангелия — Мар- 11 Сибирские огни № 5 ка и Иоанна. Значит, вся серия этих не­ обычных для Хальса полотен принадлежа­ ла России! А искусствоведы всего мира считали их безвозвратно пропавшими! Франс Хальс пользовался громкой сла­ вой непревзойденного портретиста. Лишь из документов известно, что он пробовал силы и в других жанрах живописи: создал несколько аллегорических и «историче­ ских» картин. До сих пор ни одной из них не удавалось обнаружить. Специалисты об этом очень жалели: их представление о творческом диапазоне живописца было не­ полным. Линник выяснила, что последний раз «Евангелисты» Хальса упоминались в Гол­ ландии в каталоге аукциона в 1771 году. Полотна купил крупный торговец картин Ян Эйфер. С тех пор они исчезли. Но ра­ ботники Эрмитажа прекрасно знают из истории музея, что произошло дальше. В Амстердам на распродажу крупных коллекций съехались многие богатые люби­ тели искусства, перекупщики, посланцы ев­ ропейских монархов. Шли упорные торги. И все-таки, если цены поднимались слиш­ ком высоко, благоразумие брало верх. Никто не хотел разоряться даже из-за Рембрандта. Один только Ян Эйфер не от­ ступал и, не моргнув глазом, выкладывал за небольшой холст такую сумму, за кото­ рую, кажется, можно было купить город. Соперники Эйфера злились и гадали, ка­ ким образом этому ловкачу удалось так разбогатеть. Когда аукцион закончился, оказалось, что все самые ценные полотна перешли в руки Эйфера. Он купил их по тайному по­ ручению Екатерины II и вскоре отправил в Петербург. Из гавани, распустив паруса, вышел корабль, в трюмах которого лежали заботливо упакованные шедевры. До рус­ ской столицы оставалось недалеко, перед глазами капитана уже маячили угрюмые берега Финляндии. Внезапно их заволокла непроницаемая завеса косматых туч, под­ нялся ураганный ветер. Затрещали и рух­ нули мачты, корабль напоролся на скалы, в трюмы хлынула свинцовая вода... Так человечество лишилось бесценных сокровищ. А как же уцелели полотна Халь­ са? Часть своих приобретений для Эрмита­ жа Эйфер отправил на другом корабле. Он благополучно достиг цели. Оставалось вы­ яснить, почему «Евангелисты» ушли из им­ ператорской коллекции. Об этом рассказал архив музея. В его богатых фондах Линник нашла распоряжение Александра I храни­ телям живописной галереи: отобрать кар­ тины «для украшения католических церк­ вей Таврической губернии». По капризу царя 20 марта 1812 года сокровищница ис­ кусства лишилась тридцати полотен. Судь­ ба большинства из них неизвестна. А «со­ слали» в Крым вещи ценные, первокласс­ ные. В то время при дворе отдавали пред­ почтение академической живописи и реалистическими произведениями Хальса дорожили гораздо меньше, чем надуман­ ными, холодными, но эффектными полот­ нами второразрядных художников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2