Сибирские огни № 05 - 1979
школы живописи, включили в поле своего зрения проблемы, о которых автор книги «Старые мастера» и другие искусствоведы его времени даже не подозревали. Сказа ла свое слово и научный сотрудник Эрми тажа Ирина Линник. Не случайно она здесь, на симпозиуме, среди признанных автори тетов. Ирину Владимировну интересует все, что здесь говорят о Хальсе, Вермеере, Рейсда ле и других голландских живописцах — портретистах, жанристах, пейзажистах, ма стерах исторических композиций или на тюрморта. Ей хочется побывать во всех музеях, увидеть все картины. Но научные дискуссии так или иначе касаются Рем брандта. Все галереи особенно гордятся его полотнами. Да и может ли быть иначе? Величайший из великих живописцев — на циональная гордость Нидерландов. Эрмитажная коллекция работ Рембрайд- та во всем мире признана одной из луч ших. Очень приятно Ирине Владимировне слушать, как высоко ценят наше собрание голландские коллеги: — Двадцать пять полотен — и каких! Прекрасный подбор офортов и рисунков! Даже наши музеи, на родине художника, кажутся беднее, по сравнению с Эрмита жем... Да, двадцать пять бесценных полотен каждый день, приходя на работу, может видеть Ирина Линник. Кроме того, в запас никах Эрмитажа есть великолепные копии картин Рембрандта. Одна особенно инте ресна. Ирина Владимировна к ней пока только присматривается. Есть смутное ощу щение, догадка, интуитивное предчувствие, что эта копия... Даже подумать страшно! Потцм, потом... Сейчас Линник занимается предшественниками, современниками и по следователями Рембрандта. В собрании голландской живописи Эрми тажа более тысячи трехсот экспонатов. Все основные жанры и направления представ лены превосходными образцами. Много голландцев и в других музеях страны. Под линность большинства не вызывает сомне ний. А вот с авторством и датировкой сложнее. Ирина Владимировна захватила с собой пачку фотографий картин из храни лищ Москвы, Саратова, Одессы, Львова, Горького. В перерывах между заседаниями она работает в Институте истории ис кусств — изучает репродукции, сравнивает их с привезенными снимками. Вглядывается в экспонаты голландских музеев. Делает пометки, запоминает, размышляет. Все это, конечно, поможет ответить на некоторые вопросы, которые задают себе советские искусствоведы. В Гааге, городе конгрессов, умеют по строить работу так, что она не кажется слишком утомительной. Научные заседания перемежаются посещением музеев, озна комительными экскурсиями. Линник хочет успеть всюду. Разумеется, она едет в Ам стердам, город Рембрандта. Долго стоит перед «Выступлением стрелковой роты». Это полотно с давних пор называют «Ноч ным дозором», хотя любому внимательно му зрителю ясно, что действие происходит днем. Это стало особенно понятно после 1946 года, когда картину реставрировали, очистили от вековых наслоений, сняли по мутневший лак. Живопись засияла первоз данными красками, проявилось богатство ее цветовой гаммы. Теперь «Ночному до зору», жемчужине Амстердамского Рийкс- музея, отведен специальный зал. Ирина Владимировна прошла и по мемо риальному музею Рембрандта, задержива ясь возле каждого экспоната. Побывала она и на набережной канала Роз, прочла надпись между окон второго этажа истори ческого здания: «Здесь было последнее жилище Рембрандта...» С таким же волнением гостья из Ленин града отправились в Гарлем, где творил Франс Хальс — второй гигант голландской живописи семнадцатого века. В Нидерлан дах все близко, а старинный рыбачий посе лок Схевенинген — почти окраина Гааги. Там, на берегу Северного моря, ощущаешь себя рядом со знаменитыми пейзажистами, которые любили писать свои марины имен но здесь. Кажется, можно даже найти ме сто, где ставили мольберты Рейсдаль — его холст «Морской берег» находится в Эрми таже— или Ян ван Гойен, чья эрмитажная работа так и называется: «Берег в Схеве- нингене». Нидерланды, «нижняя земля»... Ровные, по линеечке, поля и пастбища, вросшие в землю старинные ветряные мельницы, низ кий горизонт равнины, низкие облака, го нимые постоянным ветром... Лабиринты уз ких улочек, чистота тротуаров, которые скребут и моют с мылом, темная вода ка налов, площади, похожие на музеи: каж дый дом — исторический экспонат, а залы музеев— огромные, как площади... И, ко нечно, цветы: в скверах, в ящиках под окнами, на столиках кафе, в петлицах ко стюмов... Художника поймешь по-настоящему толь ко там, где он работал. Ирина Владимиров на возвращалась домой, переполненная' впечатлениями. Везла музейные каталоги со своими пометками, записи, сделанные на заседаниях конгресса и в Институте исто рии искусств, а в памяти — десятки полотен со всеми их персонажами и живописными особенностями. Чувствовала: ей теперь по нятнее и ближе стала Голландия, ее народ, его могучее самобытное искусство. Осенью того же 1958 года Линник побы вала в Одессе. Подробно знакомилась с за пасниками Музея западного и восточного искусства. Обратила внимание на два порт рета. Они явно были парными: одинаковый формат, единая манера письма, сероватая гамма, оживленная желтыми и красными тонами одежд, общая композиция: изобра жения погрудные, близко придвинутые к краю холста, в натуральную величину. На одном холсте написан старик, заду мавшийся над толстой книгой. Он положил голову на ладонь левой руки, а в правой держит перо. Одет он в грубую крестьян скую одежду, лицо простоватое, с толстым носом, румяными щеками и короткой бо родой, руки заскорузлые, натруженные. По всему видно: этот человек привычен к тя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2