Сибирские огни № 05 - 1979
ИСКУССТВО Геннадий Петров ХРАНИТЕЛИ Двадцать шестой Рембрандт Гаага встретила ее сочной зеленью са дов, пышными цветниками, учтивым госте приимством организаторов международно го симпозиума, посвященного голландской живописи. В этом городе конгрессов у каждого зарубежного гостя умеют создать впечатление, что он — самый дорогой че ловек, что без него и встреча не состоя лась бы. — Профессор Линник, удобно ли вам в гостинице? Профессор Линник, какие до полнительные материалы вы хотели бы по лучить? / Ирина Владимировна пыталась объяснить, что она никакой не профессор и даже еще не кандидат искусствоведения, а просто научный сотрудник Эрмитажа. Ее слушали с предупредительными 'улыбками и про должали свое: — Профессор Линник, просим сообщить, в каких городах Нидерландов вы хотите побывать, какие музеи намереваетесь посе тить. Мы будем рады выполнить ваши по желания. Пожеланий у ленинградской гостьи мно го. Она впервые в стране, искусство кото рой стало ее главным делом. Поэтому хочет увидеть и узнать как можно больше. Но прежде всего — познакомиться с гол ландскими коллегами, обсудить некоторые профессиональные проблемы. Известные специалисты из Гаагского ин ститута истории искусств, из художествен ных музеев королевства Нидерланды — тоже сама галантность: — Мадам Линник, как вы молоды, а уже столько успели сделать! Ваши ,публикации, за которыми мы следим с большим инте ресом, свидетельствуют о зрелости иссле дователя, о глубокой эрудиции. Признать ся, я ожидал увидеть даму значительно старше...* * Окончание. Начало в № 3, 4. КРАСОТЫ — Вы разочарованы? — Я восхищен! Мы, правда, уже привык ли, что мужское дело, искусствоведение, постепенно переходит в женские руки. Что поделаешь? Такой век. Мы, ученые мужи, конечно, с неохотой уступаем вам поле деятельности и с некоторой долей грусти замечаем, что этот процесс науке идет на пользу. Впрочем, грусть сменяется радо стью, вашими, а значит,— и нашими общи ми успехами. Они, если вдуматься, так есте ственны! Разве может мужской ум срав ниться с удивительным женским чутьем, с тонкой интуицией? Тому свидетельство — ваши блистательные догадки, мадам Лин ник... Интуиция... В кулуарах о ней говорят по лушутя, на заседаниях симпозиума — всерь ез. Действительно, искусствоведу без этого качества не обойтись. Если, глядя на не знакомую картину, он не способен вос кликнуть: «Да это же Рембрандт!» или «Ка кой прекрасный Франс Хальс!» — значит, он плохой специалист. Настоящий историк искусства, что называется, нутром чувству ет руку живописца, стиль художественной школы, настолько он вжился в этот стиль. Это не сверхъестественный дар, а нормаль ная реакция тренированной психики, ре зультат долгих наблюдений, размышлений, способности находить общее в разных ве щах и различия — в похожих. Другое дело, как объяснить свои выво ды. Немецкий искусствовед Макс Фрид- лендер считал, что объяснять ничего не нужно: пусть тот, кто не способен сам оце нить картину, доверяет знатокам. А их мнение основывается на чутье, художест венной интуиции, доказать его невозможно. Научных методов исследования здесь быть не может. — Рассмотрение произведений искусст ва, которое во что бы то ни стало хочет стать наукой, угрожает превратиться в науку против искусства,— категорически утверждал Фридлендер.— Суждение зна-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2