Сибирские огни № 05 - 1979

Сергей тоже любил Аню беззаветно. Стремился как можно больше сделать для семьи. Все, чего он достиг в жизни,— это тоже, в первую очередь, заслуга Ани. Делая полезное для других, он делал это и для нее. Так он окончил педагогический институт, так написал кандидатскую диссертацию. Сколько лет уже прошло, как Трошину никто не называет врачом, а все-таки вос­ поминания о любимой работе не исчезают. Как правило, они приносят тоску, угне­ тающее раздумье. И сейчас Елизавета Дмитриевна представила, как она, подобно Томиловой, вхо­ дит в палату, интересуется самочувствием больных. Тех, кто был после операции, спрашивает: «Как глаз? Не болит?» — «Ломит, доктор»— «Потерпи. Скоро пройдет».— «Потерплю. Лишь бы видеть...» И надо ответить дипломатично, не пообещав' наверняка, и в то же время под­ держать надежду. Самовнушение в успешном выздоровлении — действенное лекар­ ство. , Занятая своими мыслями, Трошина не слышала, как вошла Аня. Трошина выпрямилась и, как бы пристыженная за невнимание, сказала: — Я слушаю, Анна Ивановна. Аня взяла ее под руку: — Елизавета Дмитриевна, мне нужно очень серьезно поговорить с вами. Я про­ шу вас, пойдемте со мной. В кабинете Аня усадила Трошину подле стола. В таком приеме было что-то не­ обычное. Елизавета Дмитриевна напряглась. Сама Аня не села, осталась стоять око­ ло нее. «Что-то мне готовится сообщить»,— отметила Трошина и притаилась в ожи­ дании. — Обстановка вам знакома? Наверное, свою стихию узнали даже по запаху. Томилова была права. Да, больница сразу напомнила о себе, как только Елизавета Дмитриевна вошла в здание. Она ничего не видела, а по голосам медработников узнавала, куда и зачем они идут. Воображение рисовало ей людей в белых халатах, куда-то спешащих с со­ средоточенными лицами. — Не только по запаху узнала, Анна Ивановна.— Она жалко, мучительно улыб­ нулась.— Само пространство, звуки, голоса больных говорят о себе. Аня отошла и села не за свой стол, а напротив. — Вам не надо объяснять, с какими больными мы имеем дело,— начала она.— Поступают к нам разные больные: и со свежими ранами после травмы, и с застарев­ шими болезнями. И те, и другие хотят видеть. А вернуть зрение удается не каждому. Вот вам последний факт. Молодой рабочий на стройке повредил левый глаз. Начался острый воспалительный процесс. — Для того, чтобы сохранить правый, потребовалась ампутация поврежденного,— подсказала Трошина. — Вот именно. И парень, — продолжала Аня,— заладил: «Какая мне жизнь одно­ глазому. Петлю на шею — и всё. Наметили свадьбу, а кому я такой нужен теперь...» Подобным больным необходимо педагогическое и психотерапевтическое воздействие. Мы добились штатной единицы врача-консультанта. Я с предложением... Зернитесь, в больницу. — Что вы! Справлюсь ли? Я уже все забыла! — не сказала, а выкрикнула Тро­ шина. — Обязательно справитесь,— успокоила Аня.— Вы — врач, прошли курс обуче­ ния в школе восстановления трудоспособности. Один ваш жизненный пример многое значит. Трошина поднялась, прижалась к Томиловой: __ Вы __ чудотворна! Вернуть меня в больницу! Возможно ли, Анна Ивановна? Стать врачом снова...— Она заплакала. — Возможно, Елизавета Дмитриевна! — Аня обняла ее.— Считайте, что вы уже врач. Будем вместе лечить больных.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2